Библиотечный репетитор

Библиотечный репетитор

Библиотечный репетитор

«Как приятно знать, что ты что - то узнал!» 

Мольер

Как читать учебники.

Отнесем чтение учебника к углубленному виду чтения. Оно предполагает глубокое усвоение прочитанного и, естественно, может быть только медленным. Однако медленное чтение еще не означает «внимательное чтение» и не всегда оно оказывается эффективным. Вот почему мы даем здесь рекомендации не столько о том, как читать учебники, а о том, как конспектировать прочитанное.

Умение делать записи при чтении дисциплинирует читателя. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем воспринятого. Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если, например, прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного.

Важно еще и то, что при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. А это в наше время приобретает все большее значение.

Чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и в целом производительность умственного труда.

Как же работать с книгой, учебником и проводить конспектирование?

 

 

Конспекты можно разделить на две группы:

1) конспекты изучаемой литературы;

2) конспекты будущих выступлений.

Рассмотрим каждый из них отдельно.

1. Конспекты изучаемой литературы:

а) весь накопленный материал систематизируется таким образом, чтобы в нем можно было быстро и безошибочно ориентироваться. Все конспекты нужно нумеровать и снабжать постраничным перечнем законспектированных источников;

б) прежде чем начать конспектирование литературы, нужно точно указать в тетради все необходимые данные: имя автора, заглавие, год и место издания книги. Если издание периодическое, то название газеты или журнала, год, месяц, номер, число, место издания;

в) все конспекты должны иметь поля. Для удобства они могут быть двойные—справа и слева. На полях слева отмечаются страницы и кратко формулируются основные вопросы, даются подзаголовки.

На полях справа записывайте свои выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки данного вопроса;

г) конспект в целом представляет собой краткое изложение содержания источника. Оно обязательно чередуется с выписками и цитатами;

д) конспектируя большую работу, обязательно сохраняйте ее структуру (заголовки разделы). Если замечания не помещаются на полях, пишите их в тексте конспекта, заключая в квадратные скобки или рамки, отмечая знаками «итог» или оговаривая «мой итог», «мое добавление» и т. д.

2. Конспекты будущих выступлений.

Вам предстоит выступить с докладом, сообщением? В этом вам поможет конспект. Как готовить его:

а) разработайте план. Он должен содержать перечень вопросов сообщения или доклада, а также прямые ссылки на фактический материал, который привлекался для доказательств. В первых варианта работы главное—поиски плана;

б) пользуясь тезисным приемом, определите основные проблемы темы и вопросы, к ним относящиеся, группируйте их, добиваясь логической соподчиненности и четкости формулировок: о чем сообщение, что вам известно, что говорят другие, ваше мнение, выводы;

в) в окончательном варианте конспекта главный упор сделайте на краткое (конспективное) изложение всей проблемы с опорой на использованные источники. Учитесь говорить грамотно, кратко, конкретно.

Учись рационально работать над домашними заданиями.

1. Прежде, чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить уроки».

2. Формулируя цель, дай себе отчёт, что тебе должно дать выполнение задания.

3. Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни записи в тетради. Они помогут тебе восстановить в памяти объяснение учителя.

4. Обращайтесь к учебнику с определённой целью. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт. Подчеркни то, что представляется особо важным.

5. Ответь на вопросы к параграфу.

6. Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.

 

Как выполнять письменные задания.

1. Прежде, чем приступить к выполнению письменного задания, поработай над ошибками в предыдущих работах.

2. Прочти задание, продумай его, уясни учебную задачу.

3. Вспомни, какие правила нужно применять, чтобы выполнить задание.

4. Обрати внимание на образец задания (если такой имеется).

5. Сравни новое задание с упражнением, выполненным в классе под руководством учителя.

6. Прочти текст и выполни задание устно.

7. Затем выполняй задание по частям письменно.

8. Чтобы расставить знаки препинания, несколько раз произнеси предложение, вслушайся в интонацию и паузы.

9. Проверь, все ли задания выполнены грамотно, правильно ли написано.

Как готовить устные задания.

1. Вспомни, что узнал на уроке.

2. Прочти все задания по учебнику с целью общего знакомства с содержанием.

3. Выясни значение трудных слов и выражений по словарю.

4. Постарайся понять синтаксическую структуру текста. Это необходимо для понимания его содержания.

5. Раздели учебный материал на составные части и найди внутри каждой части главную мысль.

6. Сделай выписки основных положений из текста в виде плана (тезисов).

7. Расскажи по плану.

8. Правила, законы, формулировки выучи наизусть.

9. К выученному правилу или закономерности придумай свои примеры и запомни.

Как работать с текстом.

1. Работайте с заголовком.

- Прочитав заголовок остановитесь! Сформулируйте для себя о чём пойдёт речь в тексте.
- Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему.
- Составьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
- Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте предположения с реальным содержанием текста.

2. Работа с текстом.

- Читая, следите есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть найдите к ним объяснение в словарях или справочниках, или обратитесь к тем, кто это знает.
- Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите это. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.

3. Выделяйте главное!

- Читая текст старайтесь отделить главное от второстепенного. Думайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль дополняет и обосновывает.
- По ходу чтения составляйте устный или письменный план.
- Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты.
- В случае необходимости делайте выписки.
- Рассматривайте все данные в тексте примеры, придумайте аналогичные.
- На протяжении всего чтения представляйте себе то, о чём читаете.

4. Запоминайте изученный материал.

- Объясните в чём связь мыслей-пунктов вашего плана.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы к тексту, если они есть.

5. Проверьте себя!

- Ответив на вопросы, проверьте по тексту правильность своего ответа.

 

свернуть