Педагогам

«Школьный алгоритм действий» как технология решения проблем плохой дисциплины в школе

Психолого-педагогические основы взаимодействия классного руководителя с учащимися и родителями

Профилактика семейного насилия

Профилактика семейного насилия

Раннее выявление детей группы риска

1.На основании анализа информации врачей, педагогов, родителей

К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).

 

2.На основании педагогического наблюдения

 

Педагоги должны уметь распознавать признаки жесткого обращения с ребенком на ранних этапах и обеспечивать ему своевременную помощь. Необходимо обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестком обращении или насилии по отношению к нему:

- неухоженный внешний вид, неопрятность ребенка;

- агрессивность или апатичность ребенка;

- плохая концентрация внимания, рассеянность, проблемы с обучением;

- враждебность или чувство страха по отношению к матери или отцу;

- судорожное реагирование на поднятую руку, ребенок сжимается, боясь удара;

- вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях;

- обман, боязнь идти домой, отрицательная реакция на получение замечаний;

- ребенок много времени проводит у друзей, знакомых, соседей, не стремится идти домой после школы.

свернуть

Психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость, по мнению Ю.З.Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает один из этих предметов при удовлетворительной и даже хорошей успеваемости по другим школьным предметам. При общем и специфическом отставании определяется круг причин  и факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей.

Трудности в учебной деятельности (по С.Н.Костромину):

-пропуски букв в письменных работах;

-орфографические ошибки при хорошем знании правил;

-невнимательность и рассеянность;

-трудности при решении математических задач;

-трудности в пересказе текста;

-неусидчивость;

-трудности в усвоении новых знаний;

-постоянная грязь в тетради;

-плохое знание таблицы сложения, умножения;

-трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В.Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

И.В.Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности, т. е , дети не умеют учиться.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к избирательным предметам или даже разделам школьной программы.

.       

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

  1. отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  2. достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
  3. материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
  4. мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации остается профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является внутриклассная дифферинциация , а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

При подготовке к уроку учитель особо  продумывает взаимодействие с детьми, у которых наблюдается нарушение учебной деятельности.

Какие же причины нарушения учебной деятельности? Не зная причины, не устранить проблему.

Выделяют организационно-деятельностные причины нарушений учебной деятельности и возможные психофизиологические причины .

Возьмем такой вид нарушения учебной деятельности как отвлекаемость; эмоциональная подвижность; «выпадение» из деятельности

Организационно-деятельностные причины, т.е. те, которые зависят от взрослых, от учителя:

1 Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.

Внешнее стимулирование, привлечение внимания необходимо младшим школьникам. Недостаточный уровень произвольности обуславливает частичное «выпадение» из учебного процесса. Если при объяснении не удалось активизировать внимание учащихся и учитель торопится дать содержание, то он работает только на тех, кто смог включиться в процесс.

2 Отсутствие эффективных способов выхода из игровой ситуации

Вводя игру в содержание урока, необходимо позаботиться о способе вывода ученика из игровой ситуации. Это необходимо прежде всего детям с высокой возбудимостью, им очень трудно переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Также важно учитывать, что для младших школьников характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточно развита волевая регуляция деятельности. Не продумав способы выхода из игры, учитель рискует успокаивать детей дольше, чем они играли.

3 Учитель не хочет терять время на организацию отдельных учащихся в начале урока.

Для этих учащихся начало урока может пройти впустую, отвлекаясь на свои переживания, они отвлекают других. Закрепляется негативный стиль поведения на уроке, он воспринимается как должное. Впоследствии вольное поведение переносится на остальные стадии урока, что приводит к конфликтам с учителем, разрушает рабочую атмосферу в классе. Меняется эмоциональный стиль восприятия учителя и предмета в целом.

Возможные психофизиологические причины отвлекаемости:

1 Уход от деятельности.

Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Это продолжение игрового, дошкольного образа жизни в школьном возрасте, поэтому его поведение инфантильно. Предлагаемые задания выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению. Присуща склонность к фантазированию в виде художественно-образного подхода к занятиям, в предпочтении заданий на свободу творчества.

Пути коррекции: развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) – как вид нарушения учебной деятельности

Характерна высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Активность непродуктивна, имеет низкую целенаправленность. Ребенок плохо принимает поставленную задачу, перескакивает с одного занятия на другое. Недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню. Характерна цикличность, «мерцающее» сознание – 5-15 мин. продуктивной работы, 3-7 минут отдыха и накопление энергии.

Рекомендации по коррекции:

-ребенок должен находится перед глазами учителя;

-разрешать каждые 10-15 минут вставать и ходить в конце класса;

-направлять энергию в полезное русло: вымыть доску и т.д.;

-постоянно положительно подкреплять познавательную активность и положительное поведение;

-избегать завышенных и заниженных требований;

-большие задания разбивать на маленькие с контролем выполнения;

-стараться договариваться с ребенком, а не ломать его

Вид нарушения учебной деятельности – отсутствие самостоятельности

Организационно-деятельностные причины:

1 отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке;

2 неупорядочены отдельные элементы проведения урока;

3 не хочется тратить время на организацию ритуала начала урока, отсутствие ритуала окончания урока;

4 непоследовательность, фрагментарность организующих действий;

5 выход урочного времени за пределы урока

Рабочая атмосфера на уроке не создаётся, если не соблюдаются и не вводятся правила: организация рабочего места, ответы на вопросы, выполнения заданий и т.д. У ребенка не формируются или не закрепляются навыки учебной деятельности, которые в косвенной форме влияют на произвольность. В результате учитель чаще использует дисциплинарное воздействие – замечание, наказание, крик. Все это способствует излишнему напряжению на уроке, развитию негативного восприятия учителя и предмета

Психофизиологические  причины отсутствия самостоятельности:

-несформированность организации действий;

-психофизический инфантилизм

Ребенок не владеет эффективными приемами самоорганизации, т.е. не умеет работать. Ребенку сложно запланировать свою деятельность, распределить по важности. Сложно дается процесс начала деятельности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней регуляции, организации.  Поэтому многие учащиеся начальной школы нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя.

Пути коррекции:

-обучение планированию;

-включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю;

-вводить алгоритмы деятельности на уроке с возможностью самоконтроля деятельности

Если у ребенка наблюдается психофизический инфантилизм, то ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии. Инфантилизм проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, отдаваясь ситуативным импульсам. Он не считает для себя важными серьезные требования школьного типа.

Рекомендации по взаимодействию учителя с ребенком:

-не стараться переделать ребенка, это бесполезно;

-нужно понять, что он может делать сам, а что с помощью взрослого, и оказывать эту помощь

Усталость – как нарушение учебной деятельности

Организационно-деятельностные причины:

-завышен темп урока, приоритетным считается выполнение плана урока

Формируется негативное восприятие школы, отторжение учебной деятельности. Негативно воспринимаются не только предметы, связанные со школой, но и личность учителя.

Психофизиологическая причина усталости первоклассника – астения. Это состояние нервного истощения, ослабленности.  Повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшается память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность.

Проявляется астения в результате перенесенных заболеваний, при переутомлении, нарушении режима, при длительном стрессе.

Пути коррекции:

-дозировка нагрузок;

-частые перерывы, заполненные движениями или релаксацией;

-при ярко выраженной астении – дополнительный выходной

Один из видов нарушения учебной деятельности – требование внимания, негативное самопредъявление.

Организационно-деятельностные причины:

-использование только дисциплинарных воздействий;

-не пресекаются попытки деструктивного, неадекватного поведения ребенка на уроке.

При применении сугубо дисциплинарных воздействий  ребенок получает негативный опыт общения с учителем и восприятия ситуации урока. Об усвоении опыта конструктивного взаимодействия не может быть и речи. Возникает излишне эмоциональное напряжение на уроке.

Психофизиологическая причина негативного самопредъявления ребенка – ярко выраженная демонстративность ребенка. Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений, т.е. не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов, то он выбирает другой путь. Его демонстративность находит выход в сознательном нарушении правил поведения. Получать внимание даже в негативных формах гораздо приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих. Для ребенка характерно: нарушение правил поведения, демонстративность, взрывчатость, импульсивность.

Пути коррекции:

-замечать ребенка во время положительного поведения;

-во время негатива все замечания свести к минимуму, особенно минимизировать эмоциональность реакций;

-во время скандала – холодность и равнодушие, позже – тепло и внимание, но без сцен примирения. Скандал, за который ребенок, возможно, был уже наказан, должен быть забыт;

-давать выход его демонстративности в позитивной деятельности

Низкая познавательная активность – как вид нарушения учебной деятельности.

Организационно-деятельностные причины:

-отсутствие приемов, стимулирующих познавательную деятельность;

-не учитываются возрастные особенности восприятия информации;

-однообразность педагогических и методических приемов;

Это вызывает у ребенка ощущение рутины, скуки, особенно, если его деятельность не имеет положительного подкрепления

Психофизиологическая причина низкой познавательной активности – снижение мотивации.

Пути коррекции:

Совместная познавательная деятельность с родителями. Поиск и актуализация значимых мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности.

Психологи А.Ф.Ануфриев и С.Н.Костромина выделили ряд трудностей в обучении младших школьников и возможные психологические причины данных трудностей. В своей деятельности по выявлению учащихся с трудностями в обучении  в качестве диагностического инструментария я использую психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении младших школьников. По результатам диагностики формируются группы учащихся для коррекционной работы, проводятся консультации для педагогов.

 

 

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Задачи  коррекционно-педагогической помощи

Психолого-педагогические  рекомендации

1

Испытывает затруднения при пересказывании текста

несформированность умения планировать свои действия, низкий уровень развития образного мышления

развитие образно-логического мышления, развитие умения планировать свои действия

учить составлять план и пересказывать по плану

2

Испытывает трудности при решении математических задач

недостаточно развито вербально-логическое мышление, механическое чтение условия задачи

развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание и восприятие

при чтении задачи применять рисунки, схемы (наглядно), а затем пусть повторит условие задачи

3

В письменных работах пропускает буквы

слабая

концентрация внимания

развитие произвольного внимания, формирование установки на занятия, стимулирование интереса к занятию

формировать направленное внимание

4

Неразвитость орфографической зоркости

слабое развитие фонематического слуха, низкий уровень развития произвольности

развитие и обогащение активного словаря, развитие фонематического слуха и грамматического строя речи

формировать мотивацию к чтению

5

Невнимателен и рассеян

низкий уровень развития произвольности, не сформирована учебная мотивация, низкий уровень развития объема, концентрации и устойчивости внимания

формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания

не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения

6

Неусидчив

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень развития волевой сферы

формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания

не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения

7

Трудно понимает объяснение с первого раза

низкий уровень развития произвольности, несформирован-

ность приемов учебной деятельности

формирование приемов учебной деятельности

давать возможность отдыхать в течение урока

8

Постоянно переспрашивает учителя

низкий уровень объема, развития переключения, слабая концентрация устойчивости  внимания, несформированность умения принять учебную задачу

формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания

не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, формирование приемов учебной деятельности

9

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности

 

развитие умения планировать свою деятельность, самостоятельно определять действия по решению задания

поэтапно обобщать проделанную на уроке работу

10

Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо

несформирован-

ность  приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности

формирование приемов учебной деятельности

оказывать помощь на уроке, не торопить с ответом, предоставлять дополнительное время для осмысления задания и подготовки ответа

 

11

Плохое знание таблицы сложения и умножения

низкий уровень развития механической, долговременной памяти, развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

обучение приемам эффективного запоминания, развитие общеинтеллектуальных умений

ежеурочно повторять таблицу умножения

12

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде, чем ученик начнет его выполнять

несформирован-

ность предпосылок учебной деятельности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

формирование установки  на занятия, стимуляция интереса к занятию

не рекомендуется частая смена видов деятельности

13

Поднимает руку, а при ответе молчит

низкий уровень развития произвольности

развитие произвольности

оказывать эмоциональную

поддержку, не торопить с ответом, предоставлять дополнительное время для осмысления задания и подготовки ответа

14

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест

преобладающая мотивация- игровая, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения

не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, индивидуальный подход в обучении

15

Опаздывает на уроки

несформированность приемов самоконтроля,ричины вторичной выгоды

развитие умения планировать свою деятельность, самостоятельно определять действия, анализировать их

Формировать ответственное отношение к учебе

16

При проверки тетради после урока оказывается, что письменная работа отсутствует полностью

несформированность отношения к себе как к школьнику

формирование учебной мотивации

Контроль на каждом этапе урока

17

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время

несформированность отношения к себе как к школьнику

формирование учебной мотивации

Контроль на каждом этапе урока

18

Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями

перенесение функции матери на учителя, возможные трудности в семье

формирование позиции школьника

оказывать эмоциональную поддержку, формировать ответственное отношение к учебе

 

 

 

Литература

  1. Артюхова И. Развитие мышления, памяти, внимания, саморегуляции у младших школьников / И.Артюхова // Школьный психолог №21.-М.: 2008 г.
  2. Глазунов Д.А. Психология 1 класс. Развивающие занятия / Д.А.Глазунов.- М.: 2008

их решение, С-П, 2008

  1. Истратова О.Н, Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы О.Н.Истратова,Т.В Эксакусто.- М.: 2006
  2. Лагонда Г.В, Пшеничная О.А. Деятельность практического психолога. Практикум/Г.В.Лагонда, О.А.Пшеничная.-Бр.:2007
свернуть

Памятка для педагогов. Что такое буллинг?

Памятка для педагогов

Что такое буллинг?

       Слово  произошло  от  английского  слова  bully,  что  означает  травля, 

задирание,  дедовщина,  одним  словам.  Почему  именно  это  слово?  Слово 

«bull» на английском означает «бык», то есть слово «bullying» характеризует 

человека,   который   ведет   себя   заносчиво,   задирает   слабых   и   нападает,  неожиданно  или  по  предупреждению.  Это  не  суть  важно.  Буллинг  может  проявляться    по-разному,    и   для   этого   нет  необходимости      заниматься  рукоприкладством. Буллинг может проявляться индивидуально или в группе. 

Буллинг  –  это  когда  вам  дают  неприятные  прозвища,  обзывают  регулярно,  преднамеренно  и  регулярно  общаются  к  вам  на  ненормативной  лексике  с  целью обидеть и унизить, ограничивают других в какой-либо деятельности,  бойкотируют, угрожают, тем самым оставляя в душе жертвы чувство страха,  отбирают  личные  принадлежности  или  намеренно  портят  их,  бьют  или  пинают,    или    же   заставляют    делать    неприглядные     и   оскорбляющие  достоинство действия. Буллинг в школе проявляется довольно-таки ярко: старшеклассники обижают и притесняют младшеклассников, отбирают  деньги, понравившиеся личные вещи, еду, рвут книги, закидываю портфели и  шапки  далеко  на  дерево,  в  туалет,  за  пределы  класса  или  школы.  Такими  обидчиками могут быть и девочки-подростки, то есть травля не обязательно  совершается мальчиками. Буллинг не зависит от пола, роста, национальности  или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни.        Возможно,  каждый  когда-либо  делал  что-либо  из  этого  списка,  но  регулярное повторение этих действий и получение от этого удовольствия и  чувства  превосходства  приводит  к  абсолютно  другим  результатам  и  для  жертвы и для обидчика. 

       Почему происходит буллинг? Кто  становится жертвой буллинга?

       Некоторые  видят  в  буллинге  способ  самореализации,  другие  горят 

желанием стать более популярным и казаться сильнее посредством буллинга. 

Они  хотят  привлечь  внимание  или  же  запугать  окружающих.  Зависть  к 

жертве  также  является  причиной  буллинга.  А  еще  они  могли  сам  когда-то  страдать от хулиганов в свое время, таким образом, вымещая свою злобу на  других.   Некоторые   искренне   не   понимают   всю   неправильность   своего  поведения и как это отражается на жертвах.

              Над некоторыми молодыми людьми издеваются без видимой причины.  Но, в  большей  степени, жертвами  становятся  те, кто  отличается  от  средней  массы.  Неважно  чем: мышлением,  способом  общения, габаритами или же именами. Обижают тех, кто выглядит слабым.

свернуть

Памятка для педагогов. Что делать, если над ребенком издеваются в школе

Памятка для педагогов

Что делать, если над ребенком издеваются в школе

Вопросы дедовщины – психофизического террора в коллективе – считаются одними из  самых стыдных и неоднозначных. Особенно если это касается школьного варианта – буллинга.

 Как правило, в таком случае молчат и жертвы, и родители, и даже специалисты. Дабы не выносить сор из избы.

В правоохранительных органах сообщают, что сведений о каких-либо "заметных" случаях  школьной дедовщины в милицию не поступало. 

"В этом нет ничего удивительного, ведь если задействовать милицию, то это испортит репутацию педагога, школы, а то и какого-нибудь высокопоставленного родителя.

         Ситуацию  часто усугубляет отношение родителей к проблеме. В некоторых семьях считают, что ребенок  должен сам научиться справляться с трудностями. Среди мальчиков агрессия часто является  формой проверки на прочность для новичка, но это не так страшно, как откровенная травля. 

 

Есть ли в нашей школе буллинг? Есть ли в вашем классе буллинг?

 

Формальные беседы на тему буллинга, попытка "давить на  жалость" еще больше унижает жертву и возвышает обидчика. 

Школьный буллинг – это серьезнее, чем мы привыкли думать. Буквально сразу у ребенка  снижаются аппетит, память, концентрация, падает успеваемость. Последствием травли могут  стать невозможность адаптироваться уже во взрослом обществе и строить личные  отношения, психосексуальные издержки, навязчивые страхи, стрессовое расстройство, резкое  ухудшение здоровья – вплоть до развития сахарного диабета и других заболеваний, не говоря  уже о физических травмах. 

Памятка для педагогов

 

Основные факторы риска применения

различных видов насилия

 

Общими факторами, которые способствуют появлению жестокого обращения с детьми являются:

Социально-экономические:

- безработица;

- низкая материальная обеспеченность, включая и слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

 - низкий образовательный и культурный уровень населения;

-наличие этнонациональных стереотипов, не осуждающих определенные виды насилия над детьми;

-неудовлетворительная государственная политика в области образования, социального воспитания, социальной поддержки;

Семейные:

-алкоголизм одного или обоих родителей;

-распавшийся брак;

-озлобленность родителей или разочарованность в жизни;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей;

-нежеланный ребенок (в том числе как повод и принуждение к заключению брака);

-внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя. Средовые:

-отсутствие социального контроля в территории;

-слабая система воспитательной работы в учреждениях образования, культуры, социальной помощи.

Психопатические:

-наличие психопатий;

-предрасположенность отдельных людей к насилию.

Особенности самого ребенка

-физические и психические недостатки;

-своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим (отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, ложь, лень и т.д.

свернуть

Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении

Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:

  1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

  1. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор», изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

  1. Разговор с "агрессором" буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.

  1. Разговор с "жертвой" буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг.  Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

  1. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

  1. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

  1. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

  1. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

свернуть

Рекомендации классным руководителям по выявлению и противодействию школьному буллингу.

Рекомендации классным руководителям по выявлению и противодействию школьному буллингу.

Следующие рекомендации помогут педагогам, психологам, администрациям учреждения образования в выявлении буллинга и противодействии ему в учреждении образования.

  1. Начните с точного, приемлемого для нашего образовательного учреждения определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесенного ущерба (материального и морального) «слабому».
  2. Установите формы буллинга, которые имеют место в нашем образовательном учреждении, в вашем классе (классный руководитель). Можно вести дневник наблюдений за поведением учащихся вашего класса, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также педагогов и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.
  3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет педагоги, работающие в вашем классе, административные работники, ученики класса. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями детей, персонала, педагогами и родителями. Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены школьного сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Наблюдения дадут возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Вы также узнаете реакцию школьного персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.
  4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в классе и в учреждении образования с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными.
  5. Обсуждение проблемы, беседы с детьми как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирает «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы, прежде всего, в их интересах. Следующий шаг — обращение к чувствам ребёнка, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними – вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми. Обсудите с детьми, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить; предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные из них. Ознакомьте школьников с материалами (видео, книги), которые содержат информацию на эту тему. Предложите тему для обсуждения, например, как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».
  6. Определите поведение педагогов учреждения образования, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включает в себя моделирование просоциального поведения и работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение за поведением учащихся или воспитанников в классе, группе и во время общения, игр; готовность оказать поддержку тем детям, которые стали «жертвами» буллинга; обмен опытом по положительному решению таких проблем.
  7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать. Буллинг – явление не «криминальное», но, тем не менее, его проявления, если не будут своевременно пресечены, становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия — важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными может быть различной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседуют индивидуально — без угроз. Но зачастую используется такой подход: учитель или психолог, работая с жертвами, приглашают виновных принять участие в решении ситуации. Этот подход достаточно эффективен – особенно если ребенок проявляет постоянную склонность к насилию.
  8. Помогите ребенку, который стал жертвой, самому решить проблему, конечно с помощью других. Педагогам следует определить тех детей, чье поведение провоцирует насилие и помочь преодолеть свои проблемы, например, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились, и помочь им ее преодолеть.
  9. Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга – дети из неблагополучных семей. Беседуя с родителями жертв, не следует занимать позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, вы сможете решить эту проблему вместе.

 

свернуть