Летопись школы

Летопись школы

Система начального образования после отмены крепостного права

После отмены крепостного права в Российской империи сложились три категории начальных школ: народное училище, церковноприходская школа и школа грамоты. Последние два типа школ являлись непосредственно подчиненными приходским священникам. Если народное училище содержалось частично за средства казны, частично за средства крестьянского общества, то церковно-приходская школа и школа грамоты были на полном содержании крестьянского общества. Как правило, заведующими церковноприходскими школами и законоучителями являлись священники. В народных училищах священники преподавали только уроки закона божьего.

Церковноприходские школы установлены как одноклассные со сроком обучения 2 года, так и двухклассные – в 4 года.  И в одноклассных, и в двухклассных школах на первом месте в преподавании стояли закон божий, церковные песни, чтение церковного и гражданского письма, чистописание.

Кроме того, давались начальные арифметические сведения.

Народные училища также были одноклассные, со сроком обучения в три года и двухклассные – с пятилетним сроком.

В народных училищах преподаватели закон божий, церковное пение, русский язык с чистописанием, арифметику, историю, географию и естествознание. Кроме того, в старших классах вводились уроки ремесла для мальчиков и рукоделия для девочек.

Школы грамоты – низший тип школы того времени для простого народа. В них изучали закон божий, церковное пение с голоса, чтение церковного и гражданского письма и начальный счет. Срок обучения в этой школе не установлен.

Лица, окончившие школы грамоты, держали экзамены за курс церковноприходской и, если их выдержали, получали льготы в отбывании воинской повинности.

В 1863 году на Столинщине открыто пять народных училищ: в местечках Столин и Давид-Городок, в деревнях Радчицк, Лядец, Оздамичи.

На содержание этих училищ казна отпускала от 75 до 175 рублей в год, и крестьянское общество вносило примерно такие же суммы. Число учащихся в народных училищах не превышало 40 (в местечках), в среднем же составляло по 16 учащихся в училище. Народные училища открыты в Теребежове в 1865, в Плотнице – 1867, Ольшанах – в 1869 году.

Время открытия церковноприходских школ в наших местах установить точно не удалось. Известно лишь, что в 1890/91 учебном году они имелись в Белоуше, Стахово и женская церковноприходская школа в Столине (1887 г.).

Открытие школ грамоты началось в конце 70-х годов XIX века. В Бережцах и околице Плотница они открыты в 1878, в Рухче – 1884, Хоромске – 1885, Рубле – 1886, в Бережном и Дубое – 1888, Цмени – 1889, Колодном – 1890 году.

Обучали в школах грамоты лица, назначенные священником, а часто и его родственники. Так в Столинской школе грамоты обучала жена священника, в Бережном - сын священника Черняковского. Учились дети в школах грамоты только зимой, внося плату за обучение в зимнее время примерно по рублю от ученика.  В 1890/91 учебном году в Бережном обучалось 23 мальчика.

Уровень преподавания в школах грамоты был ниже в сравнении не только с народными училищами, но и церковноприходскими школами.

 

Борьба за тип школы в Бережном

По воспоминаниям старожилов деревни Бережное, все деревни, входящие в волость, прикреплялись к народным училищам, имеющимся в волости. Дети бережновских крестьян могли обучаться в Плотницком народном училище.

Деревня Плотница расположена от Бережного на расстоянии 28 верст. Содержание детей вдали от семьи требовало значительных материальных затрат, поэтому только 5-6 зажиточных крестьян обучали своих детей в Плотницком народном училище.

В Бережном продолжала существовать школа грамоты, где обучались дети менее обеспеченных родителей. Существование такой школы подтверждает и Минская епархия, и священник Когочевский в письмах 1898 года. Но, видимо, этой школой были недовольны и те крестьяне, которые обучали детей в Плотницком народном училище, и те, кто пытался учить детей в школе грамоты. Поэтому в Бережном все чаще стали поговаривать о необходимости открыть свою школу, вроде Плотницкой. Для этого нужно было здание.

Вскоре после возведения в Бережном церкви (она построена в 1895-1896г.г.) на оставшейся площади общественной земли крестьяне срубили просторную избу для школы. Когда сруб был готов, священник Антоний Когачевский объявил, что школа должна быть церковноприходской. Крестьяне настаивали, чтобы открыть народное училище. Их поддержал арендатор Казимир Свежинский.

Вначале к дирекции народных училищ Минской губернии обращались обе враждующие стороны: крестьянское общество и священник Когачевский. Однако Минская дирекция народных училищ была заинтересована расширить свою сеть и открыть в Бережном желанное для крестьян народное училище.Увидев это, Когачевский стал писать в Минский епархиальный училищный совет, а потом решил «бить челом» епископу Минскому и Туровскому Михаилу.

После двухлетней переписки полную победу одержал Антоний Когачевский. Ни обещания арендатора Свежинского жертвовать на народное училище по 70 рублей ежегодно, ни два крестьянских приговора (решения собрания) о желании иметь в Бережном народное училище, ни поддержка волостных и уездных властей, подтвердивших желание крестьян «учить детей не по - церковному», - ничто не смогло победить кляуз отца Антония на крестьян Бережного, местные власти и арендатора Свежинского. Епископ Минский и Туровский Михаил потребовал от Минской дирекции народных училищ «прекратить домогательства» об открытии в Бережном народного училища.

Попечитель Виленского учебного округа не стал спорить с высоким духовным сановником и тоном приказа пресек «домогательства» подчиненной ему Минской дирекции народных училищ. Его директива от 3 апреля 1900 года означала, что спор между крестьянами и священником окончен: крестьянам отказано, а Когачевский получил право открыть в Бережном церковноприходскую школу.

С 1900-1901 учебного года в Бережном стала работать церковноприходская школа.

 

Церковноприходская школа (1900-1917 гг.)

Открытую в Бережном взамен школы грамоты церковноприходскую школу, как и в других подобных случаях, возглавил священник. Однако Когачевский только заведовал школой, а преподавание даже закона божьего поручил учителю, так как к этому времени он был в преклонном возрасте и такой нагрузки не мог осилить.

Первым учителем этой школы стал Григорий Громыко. Он же преподавал и предметы религии. Вероятно, учитель готовился к принятию духовного сана, так как через год – другой стал священником.

Учителями в церковноприходской школе до 1917 года были в разные годы Андруцкий, Давидович, Крейдич, Надбайлич, Вера Андруцкая, Русецкий, Кундевич, Поживилко. Более двух лет в деревне никто не работал. Почему так часто менялись учителя? Некоторые из учителей приняли духовный сан, так как материально он их больше обеспечивал (Андруцкий, Давидович и уже упомянутый первый учитель Громыко).

Для церковноприходских школ издавались отдельные  учебники, которые покупали на средства прихода и выдавали ученикам для пользования на время учения. В случае загрязнения или порчи книги родители были обязаны выкупить испорченный учебник.

Занятия в школе  начинались с утренней молитвы, которую обычно читал дежурный ученик.

Уроки закона божьего давались ежедневно. Раз или два раза в неделю в школу приходил священник, чтобы послушать, как ученики знают новый и ветхий заветы, акафисты и кондаки. А на заучивание молитвы у детей уходило много времени. Если обнаруживалось, что ученик плохо знает молитвы, его оставляли без обеда, ставили в угол с поленом в руках, били линейкой. После трех уроков учеников отпускали на обед, за исключением тех, кто уроков не выучил. Через два часа проводились еще два урока. Молитвой «Отче наш» начиналось послеобеденное занятие.

По утверждению старожилов, в церковноприходской школе занималось по 60, а то и 70 учеников. Обучал один учитель. Часто учитель назначал из числа лучших учеников помощника, который также получал небольшое жалование.

Для большинства учащихся учебный год начинался тогда, когда выпас скота завершался, и заканчивался, когда начинался новый сезон. Учащиеся часто пропускали занятия из-за отсутствия обуви и одежды.

Знания в церковноприходской школе давались весьма ограниченные.

С началом Первой мировой войны 1914-1918 годов в школе были введены уроки гимнастики в младших классах и военного строя в старших. Эти уроки проводил отставной унтер-офицер Федор Карпович.

На уроках военного строя мальчиков обучали ружейным приемам на сделанных из досок «винтовках», проводились военные игры. Во время одной из таких игр («Взятие крепости», а крепостью служила церковная колокольня) один из участников, не желая сдаваться «противнику», спрыгнул с приличной высоты. Хотя все окончилось благополучно, но от игр пришлось отказаться.

По годовым церковным праздникам, включая рождественскую елку, ученики под руководством учителя готовили вечера с церковным песнопением и чтением стихотворений.

Половина школьного здания отводилась под квартиру учителя, которая отделялась от классной комнаты узким коридором. Классная комната занимала не более 40 кв. метров. В ней помещалось 12 больших парт, за каждой из которых сидело по 4-5, а то и по 6 учеников.

На последних партах обычно сидели слабые ученики, второгодники, которых учителя называли «камчадалами».

Непременными атрибутами украшения красного угла были иконы. На стенках висели портреты царей.

Школа в Бережном считалась одноклассной и по Положению срок обучения в ней предусмотрен в два года. Но старожилы вспоминали, что курс учебы проходил в 4 года.

Успеваемость учащихся была низкой, как и в других церковноприходских школах. На повторный курс оставалось 5-6 учеников ежегодно (из 60-70). Оканчивали же курс и получали свидетельство менее половины обучавшихся в последнем классе.

В церковноприходской школе Бережного обучалось лишь 25-30 процентов всех детей школьного возраста. И только несколько человек смогли продолжить обучение после окончания школы.

Так, благодаря счастливой случайности, пробился «в люди» сын бывшего дворового человека помещика Олеши Антон Никифоров Моисеев. Антон был мальчиком на посылках в доме помещика, так как родители его не получили земельного надела, и продолжал служить у помещика после отмены крепостного права. Общаясь с детьми помещика, способный мальчик «на ходу» постигал грамоту. Неясно, где и как учился Антон до 18 лет, но, видимо, получил достаточно прочные знания. Он в 1873 году смог поступить в техническое училище морского ведомства. По воспоминаниям родственников, трудно было Антону и в училище, и особенно, пока добирался до Петербурга и сдавал экзамены. Но и когда он окончил техническое училище, мытарства его не прекратились. Его неохотно продвигали по служебной лестнице, часто переводили с одного места на другое. В 1903 году Моисеев А.Н. в звании подполковника занимал должность помощника начальника маяков и лодок Восточного океана.

Вторым «счастливчиком» был Климушко Николай Тимофеевич, родители которого, продав значительную часть собственной земли, оплатили обучение сыну по специальности «землемер».

Васечко Владимир Петрович, инвалид с рождения, окончив годичную школу для учителей в Вичевке на правах благотворительности, получил звание учителя церковноприходской школы.

В 1916 году в Давид-Городокское высшее начальное училище поступило двое бережновцев – Гришко Фома и Лознухо Василий. Проучились они там недолго по причине приближения фронтовых действий и с развитием революционных событий.

 

Межшкольный период

Вести об Октябрьской революции дошли до Бережного в ноябре 1917 года. Крестьяне приступили к немедленному дележу имущества и земли убежавшего от революции помещика Олеши. Занятия в школе прервались: никто пока не знал, как и чему учить детей по законам новой власти.

В деревне остались учительница церковноприходской школы Поживилко и учитель Васечко В.П. Крестьяне нанимали их обучать детей грамоте и счету, когда позволяла обстановка. Учителя пользовались учебниками церковноприходской школы. Власть в деревнях стала часто меняться: зимой 1918 года Бережное оккупировали немцы; после их ухода в ноябре власть захватили гайдамаки (украинские националисты); потом власть перешла в руки повстанцев; затем сюда стали наведываться польские легионеры.

18 марта 1921 года Столинщина в составе территории Западной Белоруссии и Западной Украины по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей отошла к  Польше.

Польская школа (1922-1939 гг.)

Закрепившись на Столинщине, польское государство восстановило все основные порядки, существовавшие до октябрьской революции. Помещик Олеша вернулся в свое имение и снова стал распоряжаться 500 гектарами пашни, 210 гектарами пастбищ и 680 гектарами лесов.

В жизни крестьян по сравнению с царскими временами изменений было немного, в основном связанные с образованием.

То, что административное деление стало другим, крестьян волновало мало: вместо волости – гмина, вместо уезда – повет, вместо губернии – воеводство. Бережное стало частью Столинской гмины и того же повета Брестского воеводства. Крестьян волновало другое: детей в школе начали обучать на польском языке.

В нарушение Версальского договора, Рижского мирного договора и Конституции Польши 1921 года, польские власти не признавали белорусов как нацию, называли их «тутэйшими».

          С первых дней установления своего господства в наших местах польские власти повели политику ополячивания населения Западной Белоруссии, чтобы пресечь национально – освободительную борьбу и  стремление к воссоединению с Восточной Белоруссией – БССР.

Цели ополячивания белорусов должна была служить и открытая в 1922 году в деревне Бережное двухклассная польская школа, где первоначально обучалось 80 детей. Разумеется, детей в Бережном насчитывалось значительное больше. В 1921 году в деревне числилось 1268 душ, из которых детей школьного возраста было не менее 300.

Родители большой группы учащихся  обратились в Столинскую гмину с прошением о введении в курс открытой в Бережном польской школы преподавания русского или родного языка по 2 часа в неделю. Польским гминным властям такая просьба родителей показалась не только неуместной, но даже преступной. Всех просителей вызвали в гмину, долго допрашивали о том, кто их подстрекал, продержали под арестом несколько дней, пока не добились своего: авторы прошения отказались от своей просьбы. Подозреваемых в составлении прошения учителей Данилюка и Васечко В.П. из школы уволили.

Как утверждают старожилы, в 1922-1923 годах при школе открывали курсы по изучению польского языка и для взрослых, якобы с целью помочь местным крестьянам быстрее приобщиться к польской культуре и общественно – политической жизни.

Занятия в польской двухклассной школе проводились в здании бывшей церковноприходской.  Оно было подремонтировано и квартиры для учителя здесь уже не было. Однако двух классных комнат все-таки не хватало, и до 1939 года несколько классов размещались в арендованных крестьянских домах.

В 1937 году школа стала «повшехной» (публичной) 3-й степени имени маршала Юзефа Пилсудского.

В первом выпуске повшехной школы насчитывалось 22 человека. Все они могли учиться в средних специальных учебных заведениях, но никто из них никуда не поступал по материальным соображениям.

Обучение детей белорусов в польских школах вызывало серьезные трудности. Они плохо понимали польские слова, строй речи, и свой протест выражали тем, что не учили уроков или не посещали школу.

Главными предметами в школе считались уроки религии, польский язык и математика, которые вводились с первого класса и оставались в учебном плане до седьмого, выпускного класса. В старших классах, кроме выше названых, были также польская история, география, естествознание.

Учебники истории и географии проникнуты национализмом, стремлением возвысить историческое прошлое Польши и всячески унизить прошлое русского народа – «москалей», как называли поляки русских людей. Советское государство изображалось в учебниках как агрессивное, враждебное Польше.

Преподавание в школе осуществляли поляки из глубинных воеводств – Варшавского, Катовицкого, Краковского, они не говорили на местном языке  и злились, что ученики не понимают их. Чтобы процесс ассимиляции белорусских детей проходил быстрее, учителя требовали от них разговаривать между собой на польском языкеи на переменах.

Два раза в неделю в школу приходил священник Дубенецкого прихода, чтобы дать уроки религии.

С начальных классов вводились уроки труда. Детей учили переплетать, ремонтировать учебные и библиотечные книги, которые обходились дорого, приобщали к сельскохозяйственному труду, девочек учили шитью, вязанию, кройке.

Определенное место в школе отводилось физическому воспитанию. Ежегодно в теплое время года на плацу проводились спортивные соревнования по легкой атлетике, волейболу. Известной спортсменкой, успешно выступившей и на поветовых соревнованиях, была Савицкая О.В. (по мужу Петриковская).

В школе существовал небольшой магазин – «склепик», где можно было приобрести ученические принадлежности – тетради, перья, карандаши, ручки. Он конкурировал с еврейскими лавками деревни, где все это продавалось по такой же цене. Но учителя призывали учеников покупать необходимые им принадлежности только в школьном «склепике» и «не покупать у жида».

Для тех, кто не посещал школу, существовала система штрафов. Размер штрафа составлял 10 злотых – сумма немаленькая по тому времени. Но добиться полного охвата детей обучением польским властям не удавалось. Примерно 20-25 процентов детей школьного возраста не обучались и оставались не грамотными или могли только вывести свою подпись.

Детям бедняков выдавали бесплатные завтраки – бутерброд и стакан кофе.

Методами поощрения и наказания польская школа мало отличалась от церковноприходской. За примерное поведение и отличные успехи ученикам дарили польские книги за подписью директора и печатью школы. Провинившихся учителя били линейкой по ладони, схватив ученика за пальцы(это наказание называли "лапой"), ставили в угол на колени на длительное время.

Среди учителей польской школы было немало добросовестных, гуманных педагогов. Добрыми словами вспоминали бывшие ученики таких учителей как Жогло, Мазу, Мещинскуя, Ежовну, Птасниковну, Непсуевну.

Память старожилов сохранила фамилии трёх заведующих школой-Манша, Константина Ярошевича и Владислава Киевского. Все они были людьми строгими и не чурались физического воздействия, но всех их старожилы вспоминают уважительно.

В последний период школой руководил Владислав Киевский. Он работал в Бережном с 1934 по 1939 год. О нем большинство бывших его учеников и жителей Бережного вспоминают благодарно: всегда был корректен в общении с учениками и населением. Киевский занимался краеведением. Он собирал исторические материалы, предания Полесья, помогал профессору Познанского университета Петру Жуковскому, который не раз приезжал на Столинщину. Вместе с учениками беседовал с долгожительницей Бережного Германович, которая помнила времена крепостного права и восстание 1863 года. Владислав Киевский был фотографом, радиолюбителем и, хотя не все пальцы левой руки у него были целы, хорошо играл на скрипке.

За время существования польской школы в Бережном только двум выпускникам удалось поступить в средние учебные заведения. Один из них – Лазейко Иван Кондратович, рекомендованный в гимназию «керовником» школы за исключительные способности. Чтобы продолжить учебу сына, отец одаренного юноши вынужден был продать часть своего земельного надела. Второй – Дублянин Алексей - поступил в лесную школу по протекции арендатора имения «Бережное».

В 1937 годув Бережном произвели закладку нового здания школы.  По проекту архитектора школа должна была иметь в плане очертания самолета, где в фюзеляжной  части разместился бы спортивный зал. К 1939 году строительство здания не было завершено.

Начало 1939/40 учебного года для польских школ было связано с началом войны Польши с Германией. К середине сентября немецкие войска приблизились к районам Западной Белоруссии и Западной Украины.

В первых числах сентября в Бережном призвали в армию резервистов нескольких возрастов. Действия местных властей были неуверенными: они были растеряны в сложной военной обстановке.

«Керовник» повшехной школы В.Киевский, будучи искренним патриотом Польши, всячески хотел помочь своей стране. Его усилия подчас были до смешного наивными. Киевский, например, увидев немецкий самолет, круживший над деревней, побежал на почту вызывать истребителей, чтобы сбить вражеский самолет. Обращаясь к жителям, Киевский говорил:"Лучше умереть под забором, чем чистить сапоги немцам!" 

Когда в Бережном стало известно о вступлении в Западную Белоруссию советских войск, деревня забурлила радостным волнением.
Жители решили встретить войска Красной армии сооружением торжественной арки. Такую арку с красным полотнищем, на котором было написано "Слава Красной Армии!" - соорудили очень быстро. Однако сооружение этой арки могло деревне обойтись дорого, так как польские пограничники, отступавшие из Давид-Городка, заметили ее и решили наказать население, приветствовавшее советских воинов, предав деревню огню.

«Керовник» школы Киевский взял деревню под свою защиту. И, хотя ему досталось от рьяных пилсудчиков (так называли польских офицеров) несколько звонких пощечин,  деревню удалось спасти. Пилсудчики все-таки остались верны себе и подожгли несколько домов «организаторов» сооружения арки.

В октябре 1939 года Владислав Киевский назначается директором Стружкой семилетней школы, где работает до начала Великой Отечественной войны. Во время немецкой оккупации он служит лесничим на Гружодах.

Довоенная советская школа

Местные органы самоуправления, а затем избранные народом Советы депутатов трудящихся в числе первоочередных задач учредили обучение в школе в Бережном, как и в других деревнях Западной Белоруссии, на родном языке - белорусском.

Начало работы школы было приурочено к 1 октября 1939 года, но, возможно, она была открыта несколько позже, так комплектование кадрами и организация работы новой школы потребовала значительных усилий и времени.

Директором Бережновской неполной средней школы был назначен Петр Константинович Ярошевич, получивший образование в польских учебных заведениях. В Бережном он не был новым человеком, так как его отец заведовал школой с конца 20-х до 1934 года, купил дом и проживал здесь до конца своих дней. Пётр Ярошевич приезжал на каникулы к родным, общался с крестьянами, знал многих в лицо.

Коллектив учителей был достаточно укомплектован по условиям того времени. Историю преподавал Перлов С.А., Хавкина - русский язык (она же была и старшей пионервожатой), Рыбакова - белорусский язык, Экштейн- математику, Лядецкая, Юзвиг, Дублянин Ф.К. обучали начальные классы. Васечко В.П. преподавал географию и также обучал начальные классы.

В школе остро ощущался недостаток учебников и книг для чтения. Почти по всем предметам приходилось вести записи в тетрадях. Недостаток учебников и книг частично восполнялся за счёт сбора их по школам восточных районов Белоруссии.

Для овладения белорусским языком и объёмом программного материала, определенного в советских школах, все ученики были оставлены классом ниже того, в котором они должны были быть в польской школе.

Новое здание, заложенное в 1937 году ещё не было окончено: не достроен спортивный зал, помещения не оштукатурены. Но занятия решили проводить в нём, так как условия работы в старом здании церковноприходской школы и в арендованных домах крестьян создавали намного больше сложностей, чем  эти недоделки.

П.К. Ярошевич проработал директором Бережновской школы лишь 1939-40 учебный год. Его сменил Храмцов Иван Гаврилович. Общее число учащихся, по данным Храмцова, было 257 человек.

Количество учащихся, по сравнению с последними годами работы польской школы, несколько сократилось. Вероятно, это можно объяснить тем, что некоторые люди привыкли к принуждению и штрафам, которые имели место в польских школах, а когда штрафов не стало, то решили, что детей можно в школу не посылать.

В 1940 году в школе впервые создана пионерская организация, которую возглавила Хавкина Л.А. Пионерами, правда, тогда стали немногие так как большинству детей повязывать галстуки запрещали родители по религиозным мотивам. Тогда же была создана и комсомольская организация из числа учителей и сельской молодежи. Учителя Рыбакова и Перлов являлись комсомольцами. Из сельской молодежи, недавних учеников в комсомол вступили Иван Деркач, Лидия Дмитрук, Иван Дублянин. Секретарем комсомольской организации избрали Цывис Наталью.

Комсомольцы деревни вместе с учащимися старших классов участвовали в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности, агитационно-массовой работе, помогая государству в проведении хозяйственных и политических компаний.

Работу комсомольской и пионерской организации направлял директор школы коммунист Храмцов И.Г., инструктор райкома комсомола Ольга Крыжик. Существенную помощь в деятельности школы оказывал председатель сельсовета Дублянин И.Г., а затем сменивший его Труз. Также активно помогала школе в решении разных вопросов депутат районного совета Климушко Ксения Леонтьевна.

Можно сказать уверенно, что в эти предвоенные годы школа была центром культурной, просветительной организационной работы в деревне.

Годы немецко-фашистской оккупации (1942-1944 гг.)

Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для всего советского народа. Три года хозяйничали на Столинщине немецко-фашистские захватчики. За это время они увезли в Германию не одну сотню тонн награбленного хлеба, картофеля, сотни голов скота и много других продуктов и ценностей. Хищническому истребителю подвергались лесные богатства Столинщины.

Однако самые тяжелые потери для нас - это гибель наших людей. 47 человек, бывших учеников школы, погибли на фронтах войны, в партизанских отрядах, расстреляны за связь с партизанами.

Осенью 1941 года местные оккупационные власти сделали вид, что хотят открыть школу на украинском языке. Население по существу бойкотировало ее и под разными предлогами не посылали детей в эту школу. Она фактически не работала.

И взрослые, и дети стали свидетелями жестокого истребления еврейского населения в 1942-43 годах. Среди уничтоженных фашистскими извергами оказались учителя школы Соломон Перлов, Бэлла Лядецкая, Экштейн и Хавкина.

Население деревни часто слышало о партизанах. Комсомольцы Иван Деркач и Владимир Сергуц, подозреваемые в связи с партизанами, были убиты фашистами весной 1943 года.

Осенью 1943 года 14 семей ушло в лес под защиту партизан, чтобы вместе с ними бороться за советскую власть с врагами. Вместе со взрослыми воевал и 14-летний разведчик Константин Сапон.

Зимой 1943 года партизаны сожгли новое здание школы, чтобы предотвратить размещение в нем крупной армейской части.

Все эти три долгих года оккупации дети не учились. Их учёба и их будущее было тесно связано с освобождением нашего района и всей Белоруссии от захватчиков.

Годы возрождения. Советская школа

7 июля 1944 года Столинщина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

Новое здание польской школы в деревне было сожженно в 1943 году, осталось только небольшое здание церковноприходской школы, требующее большого ремонта. Но с первого сентября 1944 года начался новый учебный год. Работу по начальному обучению проводил поляк по национальности Альфонс Иванович Вестфаль и Васечко Владимир Петрович. Мест в школе не хватало, поэтому дети размещались по домам в две-три смены. Учителя теряли много времени пока переходили с одного конца деревни на другой. Учителями работали выпускники польских школ после трехмесячных курсов в Столине.

Первым заведующим школой после освобождения был Вестфаль А.И., который летом 1945 года уехал на родину – в Польшу.

В 1946 году школу возглавил Новиков Денис Фомич. Он имел довоенное среднее педагогическое образование и считался хорошо подготовленным педагогом, проявил себя хорошим администратором, являлся участником Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Славы.

В 1949 году Советом Министров БССР было принято постановление о всеобщем семилетнем обучении, и наша школа из начальной превратилась в семилетнюю.

В 1948-49 году школу принял Башкатов Василий Петрович, бывший армейский политрук, партизан, награжденный орденом боевого Красного Знамени. Башкатов имел богатый опыт работы с людьми, несколько лет возглавлял отдел пропаганды и агитации Столинского райкома партии. В это время школа насчитывала 486 учеников и 13 учителей (Васечко Борис Степанович, Деркач Николай Леонтьевич, Игина Елена Николаевна, Будунова Лидия Константиновна и др.). В 1951 году был первый выпуск учащихся, получивших аттестат.

После проведения коллективизации, учителя стремились воспитать в сознании колхозников  бережное отношение к коллективной  собственности, сознательное отношение к труду.

Работа учителей среди населения имела форму бесед, докладов, лекций на собраниях, при подворных обходах, а также дежурства на фермах. Учителя были ответственные за выпуск боевых листков в бригадах, редактировали колхозную стенгазету “За высокий урожай”, переименованную в 1957 году “По ленинскому пути”. Колхозная стенгазета в 1956-1960 годы была одной из лучших в районе. Она выходила 2-3 раза в месяц, щедро снабжалась карикатурами и стихотворными подписями к ним. Ее редактировали Булко Г.П., Белицкий Н.А., Моисеев  А.К.

Учителя школы постоянно руководили политкружками и политшколой при парторганизации колхоза.

В 1952 году школой руководил Волошенко. В 1953-68 годах – Шумский Владимир Иванович, опытный педагог, хороший администратор. В этот период в школе начали работать учителя: Моисеев А.К., Германович Н.Н., Веремчук М.В., Криволевич Е.Я., Жакун Я.С., Цывис А.А., Белицкий Н.А., Шахалевич И.М., Ковалев М.Е., Солтан М.К., Солтан В.Д. и др.

Учителя школы всегда являлись активными проводниками идей партии среди населения деревни.

В 1964 году в депутаты районного Совета избрана  Блинова Галина Ивановна. В сельский совет неоднократно избирались Шумский В.И, Шахалевич И.М., Будунова Л.К.

В 1964 году Белицким Н.А. составлена небольшая история деревни Бережное на 25 страницах машинописного  текста. Потом она доработана и расширена на основании документов, полученных из ЦГИЛ БССР в виде микрофильмов.

Учителя Игина Е.Н., Моисеева Р.В., Белицкий Н.А. в 1964-65 учебном году начали сбор старых документов, книг и разных реликвий прошлого, из которых была сделана попытка создать краеведческий уголок.

Шумский В.И. был длительное время председателем первичной организации “Знание” и председателем товарищеского суда.

Общественные нагрузки зачастую  распределялись неравномерно. Особенно большую ношу обязанностей  приходилось нести администраторам.

В 1953-54 гг. началась политехнизация обучения. Учителя стали привлекать учеников к посильной работе, а в летнее время на уборочные работы.

В 1956 году было построенное новое здание школы (теперь там размещается начальная и музыкальная школы). В 1960 году начали работать мастерские с различными станками. Введен курс основ производства, где изучалось строение трактора и других сельскохозяйственных машин. Организована производственная бригада.

В 1961 году был заключен договор с колхозом о подготовке механизаторов. С 1963 года основы производства вел Клепча Альберт Андреевич. Проводились соревнования юных пахарей, по итогам которых ученица Лейковская заняла 2-е место в республике, а Купаво Т.Р. – в области.

Одной из примет этого времени является связь школы с колхозами, промышленными предприятиями, учреждениями, которые шефствуют над школами, помогают им в укреплении материальной базы, в выполнении всеобщего обучения и решения учебно-воспитательных задач.

В 1967 году колхоз имени Ленина, руководимый Сагановичем Ефимом Петровичем, по основным показателям стал передовым хозяйством района. Это позволило правлению колхоза осенью 1966 года принять решение о выделении средств на строительство типового здания для Бережновской средней школы.

Председатель колхоза Саганович Е.П. приложил максимум усилий, чтобы добиться в высших инстанциях утверждения плана строительства школьного здания, включения объекта в плановое обеспечение строительными материалами, выделении подрядчика.

С весны 1967 года начались сооружения подсобного корпуса, здания котельной и мастерских, которые служили складскими помещениями и бытовками на время строительства основного корпуса.

Осенью 1967 года заложен фундамент основного корпуса,  в течение зимы 1967-68 года выведены стены первого и второго этажей. Работы по возведению третьего этажа, монтажу  электропроводки, теплового, водопроводного и канализационного оборудования продолжались в течение 1968 года и до сентября  1969 года.

Открытие школы, приуроченное к 30-летию воссоединения БССР, проходило в торжественной обстановке, ленточку у входа здания перерезал председатель колхоза Саганович Е.П.

На строительство здания колхоз затратил 240 тыс. рублей. Для приобретения нового оборудования и мебели государство отпустило свыше 300 тыс. рублей.

Разумеется, новое здание, новое оборудование – основная и главная часть материальной базы. Однако много работы досталось и на долю учителей, технических работников. Например, классные доски прикреплялись учителями, блочные устройства для зашторивания окон во время демонстрации фильмов делались кустарно в школьных мастерских.

В оформлении школы принимал участие Сыса Павел Андреевич. В трёхэтажном здании имеются кабинеты физики, химии, истории, математики, информатики и др. Основные работы по оборудованию школы производились мастером трудового обучения Лознухо Леонтием Ивановичем.

В 1973 году школа получила первый трактор. Он был передан колхозом имени Ленина. С этого времени навыки вождения ученики приобретали на школьных тракторах.

Большой труд преподавателя основ производства Клепчи Альберта Андреевича получил высокую оценку. В 1975-1976 г. он отмечен значком победителя Всесоюзного социалистического соревнования, а в марте 1976 г. награжден орденом “Знак почета”.

В 1976 г. школа являлась участницей ВДНХ СССР. Серебряной медали ВДНХ СССР удостоен Клепча А.А., бронзовых – Шахалевич И.М., Якунович И.А.

Начиная с 1974 и до 2014 года в школе производился выпуск трактористов-машинистов.

3 марта 1975 года педсовет школы принял решение о создании музея, поручив разработать план экспозиции Белицкому Н.А.

После обсуждения плана комиссией из группы учителей осенью 1975 года материалы сданы в колхозные художественные мастерские для оформления на четырех больших планшетах. Работа мастерскими выполнена к началу января 1976 года. Для всеобщего обозрения музей истории школы был открыт 28 апреля 1976 года и функционирует до сегодняшнего дня.

С 1968 года Бережновскую среднюю школу возглавил Шахалевич Иван Митрофанович. С 1977 года директором школы назначается Гришко Иван Григорьевич. В 1979 году его переводят директором в среднюю школу №2 р.п. Речица. Новым директором становится Цивис Андрей Андреевич, который проработал бессменным руководителем школы до 2005года.

Современная школа

С 2005 по 2012 гг. директором школы работала Скуловец Раиса Павловна. С 2012 года директором Бережновской школы является Минкевич Александр Николаевич.

С 1951 по 2015 гг. был сделан 61 выпуск, среднее образование получили 2207 учеников, из них 52 - медалисты (29 золотых и 23 серебряных медалей, 6 выпускников стали учеными).

Учебно-материальная база состоит из четырех корпусов, спортивного комплекса (стадион, площадка, два спортивных зала), библиотеки, мастерской по трудовому обучению, музея истории школы. На 2016 год в школе обучается 296 учащихся, учебно-воспитательный процесс осуществляют 40 педагогов.

Наша школа живет, развивается, старается соответствовать современным реалиям. Педагоги и ученики участвуют в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах.

Проводимая работа в учреждении образования дает положительный результат.

          В 2011/2012 учебном году ученица Бережновской средней школы Солтан Юлия стала призером областной олимпиады по белорусскому языку (диплом третьей степени).

В 2012/2013 учебном году Пилипчук Анна (призер областной олимпиады) по результатам участия в республиканской олимпиаде была награждена специальным призом министра образования.

Призерами областных олимпиад в 2013/2014 учебном году стали Пилипчук Анна (диплом 3 степени по белорусскому языку), Минькевич Алена (диплом 3 степени по белорусскому языку), Труш Виктор (диплом 3 степени по физике).

В 2014/2015 учебном году призером областной олимпиады стала Пилипчук Анна (диплом 3 степени по белорусскому языку.

В 2015/2016 учебном году призерами областных олимпиад стали Пышняк Ольга (диплом 3 степени по белорусскому языку), Труш Виктор (диплом 2 степени по физике). 14 мая 2016 года по итогам финального этапа областной олимпиады по географии ученик VІІІ класса Таранович Дмитрий награжден дипломом 1 степени. 

С 2018 года в УО начала функционировать школьная ученическая бизнес-компания.

С 2019 по 2021 г. школа участвовала в инновационной деятельности "Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным профессиям и специальностям".