Церковно-приходская школа

Первое письменное упоминание о нашей деревне относится к 1508 году. Но к 1888 году нет никаких сведений о развитии образования и культуры этого места. Образованных людей были единицы, например сын дворового человека помещика Олеши - Антон Никифоров Моисеев.

Некоторые жители нашей деревни посещали народное училище в деревне Плотница (28 вёрст или 50 км от Бережного, по 5-6 человек в год). Но эта учеба требовала больших затрат от родителей (квартира, продовольствие, дорога). Поэтому жители д. Беражное, а их в 1888 годе было 920 человек, все чаще задумывались о том, чтобы открыть в деревне свою школу.

В 1888 годе в д. Бережное была основана школа церковной грамоты. В которой обучалась 18 мальчиков, а девочки занимались домашними делами и не посещали школу. Первым учителем был сын попа - Черняховский. В роли учителей выступали те, кто учился два года в Плотницком народном училище (Лознухо Ефим, Сапон Юстин). Учились дети по домам, которые арендовали родителя, потому что здания школы не было. По церковно-славянскому тексту дети учились читать, писать, зазубривали молитвы.

Ранее Бережновская церковь была расположена за рекой, а в 1894 году купили церковь в д.Ольпень и перенесли на современное место, в центре деревни. Остался материал и решили построить здание школы. Документы взятые с архива рассказывают про борьбу Свежинского, арендатора имения Бережное, жителей деревни, которые были за открытие в этом здании народного училища и Когачевского (местного попа, выступавшего за открытие церковно-приходской школы) . В народных училищах внимание уделяли истории, языку, а в церковно-приходской школе основное значение отводилось церковным знаниям.

В июне 1898 года под давлением Когачевского было вынесено решение об открытии в новом здании церковно-приходской школы. Церковный приход принял на себя расходы по окончанию строительства здания школы. И с 1 октября 1900 года в школе начались занятия, которые начинались молитвой "Отче наш". Но обучение велось на русском языке, белорусский язык существовал только для народа. Многим ученикам церковно-приходской школы запомнились учебники: Учебник истории, Задачник Евтушевского, по которому решали задачи на пуды, фунты, аршины, четверти, кварты,

Учебник по географии . Уроки закона Божьего проводил православный священник, остальные - учители, но более квалифицированные, чем учителя-подростки. После окончания Плотницкого народного училища первыми учителями были Громыко и Андруцкий. Основное внимание уделялось зазубриванию молитв. Занятия начинались с 1 октября по 1 мая, потому что в остальное время дети пасли скот. Начинались уроки в 9 часов, заканчивались - в 18.00, с перерывом на 2 часа. Дисциплина в школе держалась на страхе перед физическими наказаниями. В школе было тесно. В первом классе стояло 12 больших парт, за каждой по 5-8 учеников. За последними столами сидели второгодники и отстающие, их называли КАМЧАДАЛАМИ. Для черновых записей в каждого ученика была грифельная доска в рамочке. Учеба в школе была с четырехлетним сроком обучения, не изучались научные книги по биологии, химии, физике. После окончания школы дети получали документ - СВИДЕТЕЛЬСТВО, кто на отлично - ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТ (Гришко Фома). Только единицы крестьянских детей пошли учиться далее, так как учеба была платная, и по другое: в этом возрасте подросток нужен был родителям для различных работ. Этот период продолжался до 1917 года.

Начался межшкольный период. Так как организованного обучения в школе не было, оно производилось учителями нанятыми родителями некоторых учеников. Обучение происходило по дореволюционным учебникам. Что стало этому причиной? Гражданская война. Время было неспокойное и многим родителям и детям было не до учебы. Да и как посмотрят на это новые власти? А власть часто менялась. Были и немцы, и гайдамаки (украинские войска), и польские легионеры.

Межшкольный период был до 1921 г., пока территория Западной Беларуси по Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией не отошла к Польше. Таким образом в деревне около пяти лет не было образования. За это время некоторые жители деревни получили только элементарные сведения о русской грамоте путем домашнего обучения. Часть населения вообще не могла расписаться и ставила вместо подписи крестик.