Родителям

Как не стать жертвой киберпреступника

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Как известно, интернет не только содержит множество полезной

информации и предоставляет выбор развлечений, но и таит массу угроз,

которые могут повлиять и на материальное состояние семьи, и на

психологическое здоровье детей.

На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился

настолько, что порой пятилетние малыши обращаются с компьютером и

мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Помимо всех

известных положительных моментов, интернет несет в себе опасность,

которая может затронуть даже пользователей младшего дошкольного

возраста.

Рассмотрим основные угрозы, которым подвергается молодежь в

современном киберпространстве.

 

1 ВИШИНГ

Вишинг – один из методов мошенничества с использованием

социальной инженерии. Он заключается в том, что злоумышленники,

используя телефонную связь и выдавая себя за сотрудников банков (или

правоохранителей, что особенно часто происходит в последнее время),

под различными предлогами выясняют у потерпевших сведения о

наличии банковских платежных карточек (далее – БПК), сроках их

действия, CVV (CVC)-кодах, паспортных данных, смс-кодах с целью

хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам

известны некоторые реквизиты БПК, а также анкетные данные лиц, на

имя которых они эмитированы.

В большинстве случаев при совершении звонков потерпевшим

преступники используют IP-телефонию, которая позволяет маскировать телефонные номера под номера белорусских операторов связи.

Кроме этого, зачастую злоумышленники используют мессенджеры Viber и

WhatsApp, в которых существует возможность использования

виртуальных номеров. Также преступники маскируются под логотипом

узнаваемых белорусских банков, вводя в заблуждение потенциальных

жертв.

Злоумышленники звонят жертве и от имени банковского

сотрудника сообщают, что необходимо осуществить какие-либо

действия с БПК, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные

средства, либо оформляет кредит, либо производит подозрительную

оплату. Завладев реквизитами карты, преступники осуществляют

хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего.

В последнее время наиболее актуальная схема – побуждение

жертвы открыть кредит. Злоумышленники сообщают жертве о том, что

якобы кто-то посторонний пытается открыть кредит на ее имя, и для его

деактивации необходимо самостоятельно обратиться в банк и открыть

кредит, переслав впоследствии реквизиты счета.

 

 

2 ФИШИНГ

Фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является

получение доступа к конфиденциальным данным пользователей –

логинам и паролям. Фишинг используется для получения доступа к

учетным записям пользователей самых различных ресурсов, но

зачастую он применяется для хищения данных пользователей торговых

Для этого злоумышленники подменяют страницу используемого

жертвой интернет-сервиса на мошенническую, которая внешне является

двойником оригинала. Фишинговая страница может иметь сходство с

разными сервисами: Kufar, Белпочта, службой доставки, банками, ЕРИП

и т. д. В соответствии с этим может использоваться разный предлог для

перехода на страницу преступником (забрать зачисленные им деньги,

подтвердить получение посылки на почте или в службе доставки,

подтвердить прием средств на одном из банковских сервисов и т.д.).

Невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены,

так как подобные страницы визуально схожи с оформлением

оригинальных сайтов. Когда пользователь заходит на такую

поддельную страницу и вводит логин и пароль, они становятся

Стоит отметить, что применяемая злоумышленниками схема

хищений характерна не только для Беларуси. Столь же системно эти

преступления совершаются в отношении пользователей схожих ресурсов, ориентированных на иные государства СНГ: России (avito.ru),

Украины (olx.ua), Казахстана (olx.kz) и др.

 

3 СВАТИНГ

Сватинг – заведомо ложный вызов полиции, аварийно-

спасательных служб, путем фальшивых ложных сообщений об

опасности (например, о минировании, убийствах, захвате заложников).

Сватинг в первую очередь распространен в среде, где люди, чаще

всего молодые, объединяются по каким-то целям. Например, в онлайн-

играх. У них есть термин «вызвать милицию на дом» – когда для того,

чтобы, к примеру, досадить обидчику, ему на дом вызывают

правоохранителей, либо сообщают о минировании какого-либо объекта.

В последние годы сватинг из забавы любителей онлайн-игр и

хакеров превратился в массовое явление и большую проблему для

правоохранительных органов различных стран. Общественная

опасность таких деяний состоит в том, что заведомо недостоверные

сведения дезорганизуют нормальную работу объектов транспорта,

предприятий, государственных органов и учреждений, организаций

независимо от формы собственности. В свою очередь, это причиняет

существенный экономический вред как субъектам хозяйствования, так и

гражданам. При этом информация о возможном взрыве, поджоге либо

иных действиях, предполагающих тяжкие последствия, способна

посеять панику среди населения и внести неудобства в повседневную

жизнь.

Стоит отметить, что ответственность за это преступление

наступает с 14 лет. Наказание – штраф, арест, ограничение свободы на

срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет. Если

ребенку, сообщившему о ложном минировании, не исполнилось 14 лет,

наступает административная ответственность родителей, а ребенка

ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

 

4 ДДОС-атаки

DoS – это атака на вычислительную систему с целью довести её

до отказа, то есть создание таких условий, при которых добросовестные

пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым

системным ресурсам (серверам), либо этот доступ затруднен. В

настоящее время DoS и DDoS-атаки популярны тем, что позволяют

довести до отказа практически любую систему.

Обычно атака организуется при помощи троянских программ.

Предварительно трояны заражают недостаточно защищенные

компьютеры обычных пользователей и могут довольно долгое время

никак себя не проявлять на зараженном компьютере, ожидая команды от своего хозяина. Компьютер может подвергнуться такой атаке при

посещении различных зараженных сайтов, при получении электронной

почты или при установке нелицензионного программного обеспечения.

Когда злоумышленник собирается начать атаку, он дает команду, и все

ранее зараженные компьютеры начинают одновременно слать запросы

на сайт-жертву.

Наиболее массовая DoS-атака в Беларуси была произведена

экстремистскими каналами в 2021 году. Злоумышленники, намеренно

утаивая информацию об уголовной ответственности за участие в DoS-

атаке, привлекли к участию в ней более 10 тысяч граждан

(преимущественно из числа молодежи). Практически все участники

этого противоправного действия были установлены, а наиболее

активные из них были привлечены к уголовной ответственности.

 

5 ГРУМИНГ

Груминг – это вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью сексуального самоудовлетворения. Злоумышленник дистанционно нащупывает связь с ребенком через социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры, электронную почту. Затем может вынудить

ребенка прислать фотографии интимного характера, вовлечь в

изготовление порнографических материалов, склонить к интимной

встрече в реальности.

От груминга отличают секстинг — это пересылка личных

фотографий, сообщений интимного содержания посредством

современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты,

социальных интернет-сетей.

Порой под влиянием ситуации или эмоций, может показаться, что

переслать такие фото – хорошая идея. Чаще всего парни и девушки

делают это флиртуя, поддавшись настойчивым уговорам, пытаясь

развлечь своих друзей, чтобы получить их признание (чаще пересылают

чужие фото, чтобы похвастаться), или же просто отомстить. Эта идея,

прямо скажем, не очень хорошая: злоумышленник может

воспользоваться такой доверчивостью во вред.

 

6 КИБЕРБУЛЛИНГ

Кибербуллинг – травля пользователя через все каналы сетевого

общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить

травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и

совершенно посторонние люди.

Эта форма психологического террора может принимать разные

обличия: оскорбления через личные сообщения, публикация и

распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве; физическая агрессия и так далее. Причины кибербуллинга: чувство превосходства, зависть, чувство превосходства над соперником, чувство собственной неполноценности, самореализация.

Особо следует отметить способ воздействия запрещенным

контентом. Ребенку могут показывать порнографические материалы,

нанося ущерб психике, так как изображенное со временем перестанет

восприниматься ребенком как аморальное поведение.

Угроза нового времени – так называемые группы смерти. И хотя

обычно создателями таких групп являются сами подростки (цель –

«хайп», жажда острых ощущений, желание доминировать и управлять

другими), в подобных группах создается благоприятствующая

атмосфера для культивирования суицидальных намерений.

 

7 МОШЕННИЧЕСТВО В СОЦСЕТЯХ

В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты

аккаунтов в социальных сетях и противодействия различным формам и

видам мошенничества. Наиболее типичные способы обмана в соцсетях

сегодня таковы:

Предоплата

Злоумышленники размещают объявления о продаже каких-либо

товаров по бросовым ценам, но для его получения (якобы посредством

почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление

предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту,

электронный кошелек. Обычно после перечисления ожидаемый товар

так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.

Шантаж и вымогательство

В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать

разглашением различных компрометирующих сведений с целью

Социальные сети – это кладезь персональной информации о

человеке. Получив несанкционированный доступ к страницам в

социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и

облачным аккаунтам и завладев изображениями, не предназначенными

для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с

потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае

отказа распространить их в интернете.

Онлайн-игры

Индустрия производства игр для персональных компьютеров и

мобильных гаджетов давно стало высокодоходным бизнесом. Не удивительно, что повышенным вниманием она пользуется и у мошенников. Ценность тут представляют и аккаунты пользователей, к которым нередко привязаны реквизиты БПК для покупки игровых преимуществ, и коллекционные предметы, которые игроки также нередко приобретают за реальные деньги.

 

8 СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Существенную часть своей жизни современные дети и подростки

проводят в интернете, а значит без базовых знаний в области

кибербезопасности им, как и взрослым, не обойтись. Чем раньше начать

прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой,

тем прочнее они усвоятся. И станут такими же естественными, как

мытье рук.

 

Советоваться с родителями

Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте,

создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии,

лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек

сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а

также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее

обозрение.

 

Установить дистанционный контроль

Функция «родительского контроля» – это специализированное ПО, так и услуги провайдера, которые включает в себя стандартный набор функций. А именно:

- ограничение времени нахождения ребенка в сети;

- ограничение времени пользования компьютером;

- возможность создания графика с допустимыми часами работы в

течение дня;

- блокировка сайтов с запрещенным контентом;

- ограничение на запуск приложений (например, игр и иных

приложений) и установку новых программ;

 

Беречь личные данные

Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым

общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о

родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы

родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также

данные из документов, номера банковских карт – такую информацию

ни в коем случае нельзя передавать другим людям.

 

 

 

 

 

свернуть

Информация по звонкам от имени сотрудников банка, вишинг

В настоящее время на территории Брестской области продолжает наблюдаться активность злоумышленников, которые осуществляют звонки на мобильные телефоны граждан и под видом представителя банковского учреждения Республики Беларусь пытаются завладеть реквизитами их банковских платежных карт, а также иными конфиденциальными данными. Указанные лица сообщают, что необходимо срочно осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Следует отметить, что преступники используют современные возможности сети Интернет (например, возможность «подмены номера»), а также используют для звонков интернет-мессенджеры, в частности «Viber», где в качестве имени пользователя (никнейм) указывают официальный номер банка либо его название, как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона или никнейм, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, а также наименования реальных финансовых организаций, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным.

Следует обращать внимание на то, что сотрудники банковских учреждений в телефонных разговорах никогда не уточняют у своих клиентов конфиденциальную информацию, а номер банковской платежной карты им всегда известен.

Если Вам поступил такой звонок, то:

ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Запомните, банк никогда не станет звонить своим клиентам посредством интернет-мессенджеров! Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме. В случае если с использованием Вашего счета и правда кто-то будет пытаться совершить несанкционированные операции и Банк это заметит, то его сотрудники сперва инициативно заблокируют Вашу банковскую платежную карту, после чего сообщат Вам причину принятого решения (ничего не уточняя) и пригласят в свое учреждения с паспортом для получения наличных денежных средств и написания заявления на перевыпуск карты;

- уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы. Скорее всего собеседник сообщит, что Вам вообще не звонил. Современные технологии позволяют подменить номер на экране Вашего телефона на совершенно любой, в том числе заменить его для примера названием учреждения банка;

- если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения. Даже в этом случае не сообщайте никакой информации собеседнику;

- сами перезвоните в свой банк или в круглосуточную службу сервиса, номер которой написан на оборотной стороне Вашей платежной карты и сообщите о случившемся. Скорее всего специалист сообщит Вам, что никаких несанкционированных операций зафиксировано не было, а сотрудник Банка Вам не звонил.

Если же Вы сообщили кому-либо информацию о своей банковской платежной карте, позвоните в свой Банк или примите иные меры к скорейшей ее блокировке. С заблокированного счета Вам без каких-либо затруднений и комиссий выдадут все денежные средства по предъявлению паспорта.

Помните, что если Вы сообщите злоумышленнику реквизиты своей банковской платежной карты, то он сможет распоряжаться всеми средствами на счету, а также оформить на Ваше имя дополнительные кредитные обязательства.

 

свернуть

Памятка для родителей по профилактике наркомании

Памятка для родителей

 по профилактике наркомании

 

Уважаемые папы и мамы!

Для того чтобы избежать проблем, связанных с употребление наркотиков вашими детьми, помните:

  1. Вы должны быть своему ребёнку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попасть.
  2. Если ребёнок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы её решить.
  3. Если ваш ребёнок курит, пьёт спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может начать принимать наркотики.
  4. Если вашему ребёнку дома плохо, если он живёт в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.
  5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребёнка.
  6. Если ваш ребёнок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.
  7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребёнка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.
  8. Помните! Если ребёнок принимает наркотики, значит в его воспитании вы допустили серьёзные просчёты. Не усугубляйте их!

 

 

Притча о человеке и мудреце

         Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?». Если скажет «мёртвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мёртвую бабочку. Пришёл, спросил. А мудрец ответил: «Всё в твоих руках!».

Уважаемые родители, ваш ребёнок в ваших руках

 

 

 

Человек, идущий по пути наркомана:

 

… теряет самостоятельность и становится зависимым от наркотиков и его распространителей;

… отдаёт за «дозу» своё здоровье людям, которые зарабатывают на наркотиках целые состояния;

… каждый день думает и живёт только тем, где и как достать деньги на новую дозу;

… постепенно уничтожает лучшие нравственные качества;

… становится психически и физически неполноценным;

… теряет друзей, близких, семью;

… приносит большое горе близким;

… вовлекается в преступную среду;

… медленно и верно разрушает своё здоровье

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ

Наступают  каникулы  – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. У вашего ребенка появится  больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у вас – забот и тревог за их безопасность.

Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться  о безопасности ребенка, особенно если он остается дома без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.

- Не позволяйте детям выходить на проезжую часть дороги. Строго контролируйте соблюдение детьми правил дорожного движения. Еще раз покажите детям безопасные и регулируемые пешеходные переходы, напомните правила дорожного движения. Всегда во время поездок на автомобиле пристегивайте детей ремнями безопасности. Не позволяйте им кататься на велосипеде на проезжей части. Одевайте детей в яркую одежду, а еще лучше иметь на ней световозвращатели – фликеры, помня о том,  когда на улице начинает темнеть, водители могут не увидеть ребенка, так как видимость ухудшается в 2 раза.  

- Обсудите вместе с ребенком, чем он будет заниматься, как лучше распланировать время. Каникулы должны стать периодом восстановления и накопления сил ребенка. Прогулки, игры на свежем воздухе - лучший отдых для детей после учебных занятий. Не допускайте нахождение их на улице без сопровождения взрослых в вечернее и ночное время с 22.00ч. до 06.00ч. Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей, не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми.

- Строго контролируйте свободное время ваших детей. Не позволяйте детям играть в тёмных местах, на пустырях, в заброшенных или строящихся зданиях, находиться в овражистой и лесистой местности без сопровождения взрослых. Не допускайте распития детьми спиртных напитков, употребления психоактивных, психотропных веществ, курительных смесей СПАЙС, курения. Контролируйте общение ребёнка в социальных сетях, ограничьте просмотр телепередач.

Не разрешайте детям находиться возле водоемов, не допускайте выхода детей на лед. Обеспечьте вашему ребенку безопасные каникулы!!!

- Напомните своим детям  правила пожарной безопасности и правила техники безопасности в быту, правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Обеспечьте своих детей необходимым списком номеров телефонов экстренных служб, ваших номеров телефонов и телефонов близких родственников.

- Не забывайте о режиме дня и здоровом образе жизни. Обеспечьте правильное здоровое питание детей, уделите особое внимание витаминам (фрукты, овощи), сбалансированному употреблению жиров, белков и углеводов.

- Не допускайте жестокого отношения к ребенку. Используйте приемы воспитания, которые помогут контролировать поведение ребенка: объяснение, разъяснение, показ, личный пример, порицание, замечание, лишение развлечений и т.п.  Недопустимы физические меры воздействия!

Уважаемые родители, проговорите и объясните своим детям следующие правила:

Правила поведения для школьников во время осенних каникул

  1. Соблюдай правила безопасности поведения на дорогах и на улице.
  2. Соблюдай правила пожарной безопасности и электробезопасности.
  3. Соблюдай правила поведения в общественных местах.
  4. Соблюдай правила личной безопасности на улице:

-Если на улице кто-то подозрительный идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

-Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

-Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

-Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

-Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.

-Не играй с наступлением темноты.

  1. Соблюдай правила поведения около водоёмов во время их предзимнего замерзания, правилабезопасности на льду.
  2. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома:

-Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

-Не оставляй ключ от квартиры в "надежном месте".

-Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

-Если ты потерял ключ - немедленно сообщи об этом родителям.

  1. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:

-Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

-Нельзя убегать от собаки.

-Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.

-Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

-Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

  1. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
  2. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
  3. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

Берегите своих детей, не оставляйте их без присмотра!

Помните – жизнь и здоровье детей в Ваших руках!

Вы несёте полную ответственность за жизнь и здоровье ваших детей

во время осенних каникул!

 

свернуть

Интернет и компьютерная зависимость у детей

ИНТЕРНЕТ и КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ у детей.

Признаки компьютерной зависимости:

Компьютерная зависимость как и любая другая обязательно включает такие компоненты как:

 

  1. Сверхценность компьютера – которая проявляется тем, что ребёнок пренебрегает друзьями, семьёй, своими обязанностями дома, уроками, другими увлечениями. Нарушается режим питания и сна.
  2. Изменение настроения – когда хорошее самочувствие или эйфория возникает только за компьютером или в «предвкушении» игры или выхода в интернет; а при невозможности контакта развивается раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты», скуки.
  3. Исчезает контроль времени, проводимого за компьютером;
  4. Возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими (ребёнок дезадаптируется).

 

А насторожиться и принять соответственные меры родителям следует гораздо раньше, когда их ребенок только начал:

 

  • выражать яркое нежелание отвлечься от игры на компьютере, если его просят, становится очень раздражительным, даёт бурную реакцию протеста;
  • испытывает радость, только когда находится за компьютером;
  • не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера
  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться
  • общается с окружающими только на компьютерные темы;
  • расходует деньги, чтобы приобретать все новые и новые игры;
  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

- Возможно ли, родителям самостоятельно справиться в ситуации, когда, например, подросток 10 часов подряд сидит у монитора и категорично отказывается выключать компьютер?

 

Здесь следует разобраться, по каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

 

  1. Первый механизм формирования КЗ — это уход от реальности.
  1. Из-за постоянных ссор между родителями, эмоционально-психологического напряжения в семье.
  2. Физического, психологического насилия со стороны одноклассников или сверстников, сложностей адаптации в классе.

 

  1. Второй механизм - это компенсация, когда ребенок стремится принять роль компьютерного персонажа, и получить то, чего лишён в реальной жизни (внимание, признание, самоутверждение, общение). Если ребёнок тревожный, неуверенный, он поднимает свою самооценку в ролевых играх или заводит воображаемого виртуального друга, если он возбудимый и очень активный, он выбрасывает агрессию в играх-шуттерах (стрелялках).

 

  1. Но в подавляющем большинстве случаев развитию КЗ способствует элементарная детская безнадзорность, т.к. многие родители думают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. А ребёнком часто движет жажда приключений, ярких впечатлений и он получая свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм, быстро становится заложником компьютера. Незрелая детская психика неспособна противостоять специальным сенсорным (звуковым, цветовым, двигательным) эффектам игры, созданным для повышения их привлекательности.

 

 -  Нужно ли  сразу идти к психологу?

 

Это зависит от стадии компьютерной зависимости:

 

  1. Сначала у ребёнка развивается устойчивый интерес к играм:
    игра в компьютер носит скорее ситуационный характер, ребенок, играя, получает удовольствие, стремится играть чаще и дольше.
  1. Так появляется увлеченность, т.е. формируется потребность играть в компьютерные игры. Это 2 стадия. Появляется мотив уйти от реальности или принять роль. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего. В этот момент внимательные родители должны принять меры или обратиться на консультацию к психологу.
  2. Затем наступает стадия зависимости – компьютер становится ценностью, игра вытесняет другие потребности и интересы. Находясь вне компьютера он чувствует скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Если ломается компьютер у ребёнка возникает чувство опустошенности, скуки, безделья. Он может часами ходить по квартире, не зная, чем себя занять.

Зависимые от компьютера подростки отличаются тем, что у них развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, происходит обеднение эмоциональной сферы. Может появляться нарушения поведения, возбуждение, агрессия,, бродяжничество, конфликты с родственниками, учителями, часто развиваются тикозные расстройства, навязчивости, снижение настроения, пессимистические мысли, рассеянное внимание, снижение работоспособности, нарушения сна. На этой стадии необходимо обратиться к детскому врачу психиатру.

 

Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

 

  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера.
  2. неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным.
  3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, сон, ухудшается зрение, учащается заболеваемость ОРИ (т.к. монитор электризует и накапливает большое количество пыли.), нарушается осанка.

 

Как предотвратить чрезмерное увлечение компьютером у ребенка?

 

Для того чтобы у подростка пропал интерес к компьютерным играм, необходимо активно участвовать в жизни ребёнка с раннего возраста, понимать и удовлетворять базисные психологические потребности ребёнка:

 

  1. Организовать личное пространство ребенка где ему будет комфортно. Позволить по возможности общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате.
  2. Общаться, слушать ребёнка внимательно, рассуждать вместе с ним, развивать эмоциональную сферу, сохранять доверие.
  3. Посещать различные мероприятия, секции и кружки, чтобы ребенок научился общению с различными людьми, приобрёл устойчивые интересы, друзей и организованный режим дня.
  4. Привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям.
  5. Показывать ребенку личный положительный пример.
  6. Не запрещать компьютерные игры, а сделать жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка.
  7. Ни в коем случае нельзя повышать ценность компьютера, превращая его в награду или наказание за послушание, выполненные уроки, не следует торговаться с ребенком. Компьютер не должен выделяться из других видов деятельности.
  8. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки.

Оптимальная продолжительность пребывания за компьютером:

— для детей 5-6 лет — 10-15 мин.;

— для детей 7-12 лет — не более 30 мин.;

— для подростков до 16 лет — не более 1 часа.

  1. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать только развивающие игры.

 

свернуть

Советы родителям

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

     Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

  1. Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко", — не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений:
    "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал, не так, об этом и скажите ему.
  1. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  2. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь, домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как. хорошо у нас дома".
  3. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты: хорош, но не лучше других".
  4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  5. В спорах е сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ

УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

 

  1. Всегда подбадривайте ребенка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты: это сделал! Потрясающе!". Нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным "ура", и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.
  2. Позволяйте исследовать. Дети, да и взрослые тоже, восхищаются теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды, и идут по их стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!
  3. Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой: других. Только тот становится решительным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.
  4. Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
  5. Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе, Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить - громче или тише, может быть более выразительно.
  1. Родители должны: привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия, своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

свернуть

Принципы семейного благополучия

Принципы семейного благополучия

/из книги В.Леви «Нестандартный ребёнок»/

 

  1. Ваш ребёнок ни в чём не виноват перед Вами:
  • Ни в том, что появился на свет,
  • Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
  • Ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
  • Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

 

  1. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь, Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

 

  1. Ваш ребёнок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

 

  1. Во многих капризах и шалостях Вашего ребёнка повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

 

  1. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем ребёнке. В лучшее, что в нём ещё будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится, и сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах.
свернуть

Как уберечь ребенка от рокового шага?

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

(рекомендации родителям)

 

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

 Но отдельного человека всегда можно»

 И. Бродский

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  •  «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). 

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

 

 

Рекомендации для родителей:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
свернуть

Буклет «Насилие в семье. Последствия для Вас и Вашего ребенка»

Буклет "Ребенок имеет право жить без насилия"

«Если вы заметили ... » (насилие и правовая ответственность)

Памятка для родителей "Алкоголизм и насилие в семье"

Воспитание без насилия. Буклет