Родителям

Интернет и компьютерная зависимость у детей

ИНТЕРНЕТ и КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ у детей.

Признаки компьютерной зависимости:

Компьютерная зависимость как и любая другая обязательно включает такие компоненты как:

 

  1. Сверхценность компьютера – которая проявляется тем, что ребёнок пренебрегает друзьями, семьёй, своими обязанностями дома, уроками, другими увлечениями. Нарушается режим питания и сна.
  2. Изменение настроения – когда хорошее самочувствие или эйфория возникает только за компьютером или в «предвкушении» игры или выхода в интернет; а при невозможности контакта развивается раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты», скуки.
  3. Исчезает контроль времени, проводимого за компьютером;
  4. Возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими (ребёнок дезадаптируется).

 

А насторожиться и принять соответственные меры родителям следует гораздо раньше, когда их ребенок только начал:

 

  • выражать яркое нежелание отвлечься от игры на компьютере, если его просят, становится очень раздражительным, даёт бурную реакцию протеста;
  • испытывает радость, только когда находится за компьютером;
  • не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера
  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться
  • общается с окружающими только на компьютерные темы;
  • расходует деньги, чтобы приобретать все новые и новые игры;
  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

- Возможно ли, родителям самостоятельно справиться в ситуации, когда, например, подросток 10 часов подряд сидит у монитора и категорично отказывается выключать компьютер?

 

Здесь следует разобраться, по каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

 

  1. Первый механизм формирования КЗ — это уход от реальности.
  1. Из-за постоянных ссор между родителями, эмоционально-психологического напряжения в семье.
  2. Физического, психологического насилия со стороны одноклассников или сверстников, сложностей адаптации в классе.

 

  1. Второй механизм - это компенсация, когда ребенок стремится принять роль компьютерного персонажа, и получить то, чего лишён в реальной жизни (внимание, признание, самоутверждение, общение). Если ребёнок тревожный, неуверенный, он поднимает свою самооценку в ролевых играх или заводит воображаемого виртуального друга, если он возбудимый и очень активный, он выбрасывает агрессию в играх-шуттерах (стрелялках).

 

  1. Но в подавляющем большинстве случаев развитию КЗ способствует элементарная детская безнадзорность, т.к. многие родители думают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. А ребёнком часто движет жажда приключений, ярких впечатлений и он получая свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм, быстро становится заложником компьютера. Незрелая детская психика неспособна противостоять специальным сенсорным (звуковым, цветовым, двигательным) эффектам игры, созданным для повышения их привлекательности.

 

 -  Нужно ли  сразу идти к психологу?

 

Это зависит от стадии компьютерной зависимости:

 

  1. Сначала у ребёнка развивается устойчивый интерес к играм:
    игра в компьютер носит скорее ситуационный характер, ребенок, играя, получает удовольствие, стремится играть чаще и дольше.
  1. Так появляется увлеченность, т.е. формируется потребность играть в компьютерные игры. Это 2 стадия. Появляется мотив уйти от реальности или принять роль. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего. В этот момент внимательные родители должны принять меры или обратиться на консультацию к психологу.
  2. Затем наступает стадия зависимости – компьютер становится ценностью, игра вытесняет другие потребности и интересы. Находясь вне компьютера он чувствует скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Если ломается компьютер у ребёнка возникает чувство опустошенности, скуки, безделья. Он может часами ходить по квартире, не зная, чем себя занять.

Зависимые от компьютера подростки отличаются тем, что у них развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, происходит обеднение эмоциональной сферы. Может появляться нарушения поведения, возбуждение, агрессия,, бродяжничество, конфликты с родственниками, учителями, часто развиваются тикозные расстройства, навязчивости, снижение настроения, пессимистические мысли, рассеянное внимание, снижение работоспособности, нарушения сна. На этой стадии необходимо обратиться к детскому врачу психиатру.

 

Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

 

  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера.
  2. неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным.
  3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, сон, ухудшается зрение, учащается заболеваемость ОРИ (т.к. монитор электризует и накапливает большое количество пыли.), нарушается осанка.

 

Как предотвратить чрезмерное увлечение компьютером у ребенка?

 

Для того чтобы у подростка пропал интерес к компьютерным играм, необходимо активно участвовать в жизни ребёнка с раннего возраста, понимать и удовлетворять базисные психологические потребности ребёнка:

 

  1. Организовать личное пространство ребенка где ему будет комфортно. Позволить по возможности общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате.
  2. Общаться, слушать ребёнка внимательно, рассуждать вместе с ним, развивать эмоциональную сферу, сохранять доверие.
  3. Посещать различные мероприятия, секции и кружки, чтобы ребенок научился общению с различными людьми, приобрёл устойчивые интересы, друзей и организованный режим дня.
  4. Привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям.
  5. Показывать ребенку личный положительный пример.
  6. Не запрещать компьютерные игры, а сделать жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка.
  7. Ни в коем случае нельзя повышать ценность компьютера, превращая его в награду или наказание за послушание, выполненные уроки, не следует торговаться с ребенком. Компьютер не должен выделяться из других видов деятельности.
  8. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки.

Оптимальная продолжительность пребывания за компьютером:

— для детей 5-6 лет — 10-15 мин.;

— для детей 7-12 лет — не более 30 мин.;

— для подростков до 16 лет — не более 1 часа.

  1. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать только развивающие игры.

 

свернуть

Советы родителям

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

     Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально.

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

  1. Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко", — не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений:
    "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал, не так, об этом и скажите ему.
  1. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  2. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь, домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как. хорошо у нас дома".
  3. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты: хорош, но не лучше других".
  4. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  5. В спорах е сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ

УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

 

  1. Всегда подбадривайте ребенка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: "Я знаю, ты можешь это сделать! Ты: это сделал! Потрясающе!". Нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным "ура", и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.
  2. Позволяйте исследовать. Дети, да и взрослые тоже, восхищаются теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды, и идут по их стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!
  3. Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой: других. Только тот становится решительным, который пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.
  4. Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
  5. Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе, Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить - громче или тише, может быть более выразительно.
  1. Родители должны: привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия, своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

свернуть

Принципы семейного благополучия

Принципы семейного благополучия

/из книги В.Леви «Нестандартный ребёнок»/

 

  1. Ваш ребёнок ни в чём не виноват перед Вами:
  • Ни в том, что появился на свет,
  • Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
  • Ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
  • Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

 

  1. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь, Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

 

  1. Ваш ребёнок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

 

  1. Во многих капризах и шалостях Вашего ребёнка повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

 

  1. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем ребёнке. В лучшее, что в нём ещё будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится, и сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах.
свернуть

Как уберечь ребенка от рокового шага?

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

(рекомендации родителям)

 

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

 Но отдельного человека всегда можно»

 И. Бродский

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  •  «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). 

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

 

 

Рекомендации для родителей:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
свернуть

Буклет «Насилие в семье. Последствия для Вас и Вашего ребенка»

Буклет "Ребенок имеет право жить без насилия"

«Если вы заметили ... » (насилие и правовая ответственность)

Памятка для родителей "Алкоголизм и насилие в семье"

Воспитание без насилия. Буклет