Родительский университет

«Особенности уголовной и административной ответственности несовершеннолетних»

 «Особенности уголовной и административной  ответственности несовершеннолетних»

 

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Ознакомиться с существующими законами можно в Интернете (pravo.by), либо приобретя соответствующие кодексы, законы и т.д. Подразумевается, что существующие законы должны знать все, поэтому фраза: «А я не знал», оправданием не является.  Для того чтобы самостоятельно узнать о существующих законах, достаточно обратиться к источникам законодательства (Конституции, кодексу, закону, и.т.д.).            Хотелось бы спросить у вас, что такое закон и зачем он нужен?

Почему все так борются за соблюдение законодательства?           Закон – это нормативный акт (нормативный, так как содержит определённые нормы поведения), принятый в установленном порядке, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В само понятие закона уже вложен глубокий смысл, который определяет необходимость его существования. Закон принимается людьми и в первую очередь для людей. Закон был создан для обеспечения соблюдения прав и законных интересов людей.            Стремление человека к гуманности и обеспечение равными правами всех людей находит своё отражение именно в законе. 

Административная ответственность

Административное правонарушение – это виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Ответственность за совершение административного проступка наступает с 16 лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

Хочу познакомить вас ещё с некоторыми статьями: 1) нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 16.21); 2) разведение костров в запрещенных местах (статья 16.41); 3) нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (статья 18.2); 4) нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.3); 5) нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.8); 6) нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.9);

7) управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (статья 18.14);

8) вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (статья 19.4);

9) заведомо ложное сообщение (статья 19.6);

10) хранение и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера (статья 19.7).

Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.

 

За совершение административных правонарушений применяются такие виды административных взысканий как: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:

1) устное замечание;

2) предупреждение;

3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).

 

 

Уголовная ответственность  Уголовное преступление - виновно совершенное общественно опасное

деяние, запрещенное УК Республики Беларусь под угрозой наказания.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Лица, совершившие запрещенные Уголовным кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за такие преступления как: 1) убийство (статья 139); 2) причинение смерти по неосторожности (статья 144); 3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147); 4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149); 5) изнасилование (статья 166); 6) насильственные действия сексуального характера (статья 167); 7) похищение человека (статья 182); 8) кражу (статья 205); 9) грабеж (статья 206); 10) разбой (статья 207); 11) вымогательство (статья 208);

12) хищение путём использования компьютерной техники (статья 212); 13) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214); 14) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218); 15) захват заложника (статья 291); 16) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294); 17) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309); 18) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327); 19) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328); 20) хулиганство (статья 339); 21) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340); 22) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341); 23) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания: 1) общественные работы; 2) штраф; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) исправительные работы; 5) ограничение по военной службе; 6) арест; 7) ограничение свободы; 9) лишение свободы.

        

Дисциплинарная ответственность:          К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающиеся, достигшие возраста 14 лет (статья 126-128 Кодекса РБ об образовании).

Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности:

- опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия;

- нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;

- неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;

- оскорбление участников образовательного процесса;

- порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

- несоблюдение требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

- распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на территории учреждения образования либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- курение (потребление) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на территории учреждения образования;

- иные противоправные действия (бездействия).

 

Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и условия пребывания в них (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете. В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:

  1. в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
  2. в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
  3. в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных вабзаце третьем настоящей части, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных вабзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

 

свернуть

Семья и детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия детей

Семья и детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия детей

 

В семье формируется любовь к людям и миру. Отношение самих родителей является главным фактором формирования личностных особенностей и поведения ребенка. У детей сохраняются добрые и светлые воспоминания на всю жизнь, которые помогают им в трудные моменты жизни. Воспитание в семье носит характер обратной связи, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и себя. Основа эмоционального благополучия ребенка зависит от позитивного отношения родителей, он становится более уверенным и защищенным. Неэффективное отношение родителя к ребенку снижает его социальную активность: он замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, может выплеснуть негативные эмоции на окружающих.

От детско-родительских отношений зависит эмоциональное благополучие ребенка. Особенностью детско-родительских отношений является их значимость для обеих сторон, со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю.

 

Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему "предписано играть" родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.         

  "Кумир" ("мамино сокровище", "папино сокровище"). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.           "Козел отпущения". Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.           "Делегат". Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тре­вога за возможные ошибки и т. д.).

 

Броуди выделяет четыре типа установок матери в отношении воспита­ния, определяющих модели ее взаимодействия с ребенком.

  1. Легкое приспособление матери к потребностям и поведению ребенка. Мать адекватно и легко меняет свои воспитательные методы в соответст­вии с новыми ситуациями и новыми возможностями ребенка, хорошо понимает его потребности; для нее характерен положительно-эмоциональ­ный тон общения и взаимодействия с ребенком. Девизом таких матерей яв­ляется «Воспитание - это радость в жизни».
  2. 2. Сознательное целенаправленное приспособление матери к поведе­нию ребенка, требующее мобилизации всех ее сил. Высокая тревожность, связанная с ее опасениями оказаться недостаточно эффективной и компе­тентной матерью. «Воспитание ребенка - это большая ответственность».
  3. Материнская установка определяется прежде всего чувством долга и ответственности. Уровень эмоционального принятия ребенка достаточно низкий. Характерно отношение матери к воспитанию как к тяжелой рабо­те, которую необходимо выполнить несмотря ни на что. «Воспитание - это мой крест и мой долг».
  4. Поведение матери неадекватно потребностям ребенка. Причинами та­кой неадекватности являются низкий уровень сенситивности и понимания ребенка матерью и, соответственно, низкий уровень респонсивности и от­зывчивости. Часто наблюдается изменение эмоционального отношения к ребенку от положительно-эмоционального в сторону амбивалентного, и да­же отвержения ребенка. Воспитание для таких матерей - тяжелая кара, представляющаяся явно незаслуженным наказанием. К этой группе можно отнести матерей, которые предпочитают общение лишь с одной возрастной группой детей, например любящих детей и испытывающих к ним нежность, лишь пока они маленькие. Как правило, в этом последнем случае формиру­ется ненадежная, избегающая или дезорганизованная привязанность.

Исследования показали, что типы привязанности развиваются на протя­жении всего жизненного цикла, основываясь на модели привязанности, сформировавшейся в раннем детстве, и новых видах психической и поведенческой компетентности.

 

Анализ особенностей внутренней позиции ребенка в отношении роди­телей позволяет выделить различные варианты переживания ребенком детско-родительских отношений. Четыре типа внут­ренней позиции ребенка, определяемой его восприятием отношения к не­му родителей и особенностями отношения его самого к родителям, пред­ставлены Г.Т. Хоментаускасом:

1) «Я нужен и лю­бим, и я люблю вас тоже» - эмоциональное принятие сотрудничество и коопера­ция; взаимное уважение и демократический стиль об­щения; авторитетный тип воспитания. У ребенка формируется доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая само­оценка и самопринятие; социаль­ная компетентность; надежная привязанность.

2) «Я нужен и любим, а вы существуете ра­ди меня» - воспитание по типу кумира семьи; потворствующая ги­перпротекция; культ ребен­ка и его желаний. У ребенка формируется эмоционально-личностный эго­центризм; неадекватно завышен­ная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбивалентная привязанность.

3) «Я нелюбим, но всей душой стрем­люсь приблизиться к вам» - низкое эмоциональное принятие ребенка, амбива­лентность, явное или скры­тое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной от­ветственности; доминирую­щая гиперпротекция. У ребенка формируется низкая самооценка и самоприня­тие; искажение развития Я-кон­цепции; чувство вины и неполно­ценности; тревожность и фрустрированность; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегаю­щий или амбивалентный тип при­вязанности.

4) «Я не нужен и не любим, оставьте ме­ня в покое» - амбивалентность принятия, явное или скрытое отверже­ние; гипопротекция, безнад­зорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обраще­ние; авторитарно-директив­ный стиль общения; отстра­ненность родителей. У ребенка формируется тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и самооцен­ка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру.

 

Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального при­нятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель - ребенок (A.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.

Взаимные, симметричные отношения: 1) эмоциональное взаимное принятие: для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют от­ветную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелатель­ность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; 2) симметричная негативная установка: обе стороны - и родители, и ре­бенок - взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбива­лентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется то­тальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее, протестующее поведение.

 

Невзаимные, асимметричные отношения: 1) односторонняя родительская любовь: ребенок горячо любим родителя­ми и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви, сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла, обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений се­мейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспита­ния по типу кумира семьи; 2) односторонняя привязанность ребенка: ребенок испытывает по отно­шению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не от­вечают взаимностью, следствием чего становится формирование тревожных вариантов привязанности.

 

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отно­шений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар­моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз­нью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но, уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка. Темперамент ребенка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской под­системе семьи.

 

свернуть

Как победить сквернословие в детском возрасте

Как победить сквернословие в детском возрасте

 

         Если скверное словцо вылетает из уст ребенка, хочется немедленно его прервать, осудить. Такая импульсивная реакция часто не достигает цели, скорее наоборот, подогревает интерес малыша к подобной лексике. И все же не стоит поддаваться чувству гнева, растерянности или беспомощности. Попробуем поискать другие пути.

 

         Почему дети бранятся?

         Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него - новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается. Постепенно он усваивает: взрослые очень эмоционально реагируют на такие слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Ведь с его помощью можно заставить родителей растеряться, рассердиться, даже посмеяться. То есть получить изрядную порцию внимания.

         Как реагировать? Однозначно, но не бурно. Подчеркнуть - в нашей семье эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят. А если малыш опять повторит бранное слово? Снова продемонстрируйте, что вы недовольны и огорчены. Если ребенок доверяет вам и в семье принято уважать чувства других, вскоре новые слова потеряют для него притягательную окраску.

         Иногда ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Ведь он видит, что некоторые взрослые теряются или пугаются, когда слышат грубую ругань. Нередко сквернословие - это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань - проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми.

         В определенном возрасте - около четырех лет и старше - дети начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам, к устройству мальчиков и девочек, к процессу деторождения. Не исключено, что бранные слова, связанные с сексуальной сферой, они слышат от детей постарше, более "умудренных опытом". Реакция взрослых бывает в этом случае очень жесткая, осуждающая. Тогда ребенок, возможно, начнет воспринимать все, что связано с этой сферой, как грязное, стыдное. Расскажите малышу в доступной для него форме о деторождении. Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этим вопросам.

 

         Как вести себя, если бранится маленький ребенок?

         - Не уделять ему повышенного внимания в этот момент.

         - Не вести себя агрессивно по отношению к малышу, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его.

- Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора; постарайтесь, чтобы этот инцидент не перешел в шумное разбирательство с участием других взрослых.

 

         Предложите детям альтернативу брани (слова, которые можно произнести для ответа на дразнилки).

 

         А если вы слышите ругань от ребенка постарше или подростка?

         Не исключено, что шокирующая вас грубость - это реакция на определенную ситуацию. Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем-то из взрослых в семье или с братьями-сестрами. Тогда ругань - это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.

         В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с новой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим и т.д.

         Обычно грубая брань - это не единственная проблема отношений подростка с родителями. Если не потеряно взаимное доверие, понимание, если взрослые признают новый статус своего ребенка, такие способы самоутверждения ему попросту не нужны.

         Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками. Иммунитет к сквернословию прививается в семье.

         - Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах - например, ударившись об угол стола или увидев, как мяч влетел в ворота любимой футбольной команды. А сын или дочь были в этот момент рядом!

         - Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распространяться на всех членов семьи. Не забывайте: глядя на отца, деда или старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.

         - Самая мощная прививка от сквернословия - общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь родным языком - нет нужды "украшать" свою речь похабными словечками. Или вставлять их, когда двух слов не можешь связать.

 

свернуть