ОО "БРПО"

УСТАВ ОО "БРПО"

ПИОНЕРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

 ЛЕГЕНДА О ГАЛСТУКЕ

Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем людям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливы, то сели не корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтобы их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. И с тех пор люди стали ждать алые паруса. Каждое утро на рассвете на горизонте появлялся парус надежды. Но однажды на море разразился большой шторм. Целую ночь бушевала стихия. Корабль, как щепку, носило по волнам. А на утро, когда шторм утих и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки. Люди стали носить их на шее как символ надежды, счастья, веры и добра. И люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля, и повсюду, где бы они ни появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.

 

 

 

ЛЕГЕНДА О ПИОНЕРАХ

 В одной самой обычной стране жил очень хороший мальчик. Он не терпел несправедливости и лжи. Окружающие его люди удивлялись, как ему хватает сил помогать взрослым и малышам и при этом следить за чистотой окружающей природы. Мальчик не чувствовал усталости, стремясь делать мир вокруг себя лучше. Ленивые люди не хотели присоединяться к его добрым делам и поэтому иногда ограничивали свободу мальчика. Однажды мальчик стоял на берегу моря и смотрел на вольных чаек, которым никто и ничто не мешало. Его благородное сердце почувствовало силу Великого Солнца – Светила земного. Оно не могло не помочь мальчику в его воле быть сильнее и свободнее, а главное – не одному продолжать сеять вечное, доброе. И тогда, по велению Солнца, на плечи мальчика опустилась чайка, освещенная алыми лучами восходящего Солнца, и наделила его чудесной магической силой. Благодаря алому символу – галстуку на плечах мальчика его заметили единомышленники, и еще очень много хороших людей присоединились к нему. С тех пор этот мальчик и те, кто к нему присоединились. Стали называться пионерами – людьми с большим сердцем и добрыми делами.

 

ЛЕГЕНДА О ПРАВОЙ ПОДНЯТОЙ РУКЕ

Известный всем закон правой поднятой руки раньше был обычным правилом ведения сбора. Позже возникла необходимость использовать его гораздо чаще и в повседневной жизни отряда, когда расшумевшихся, спорящих могла остановить поднятая рука человека, готового сказать важное, необходимое всем. У этого закона есть любопытная легенда, которая объясняет значимость этого простого жеста. Послушайте ее. В древние времена враждовали между собой соседствующие племена. Конца вражде не было, а силы уже иссякли. Тогда старый, мудрый человек одного из племен, убеленный сединами, наученный суровой жизнью, решил положить конец междоусобице. Он отправился в стан врага с гордо поднятой головой и поднятой кверху рукой, выставляя ладонь на обозрение противнику. Надо заметить, что самым большим позором воинов того времени была рана в ладони. Она означала, что воин защищался, оборонялся, прикрывался руками от нападающего, вместо того чтобы смело и напористо врываться в гущу боя. Старый воин сознательно обрекал себя на позор, выставляя ладонь для удара. Но ни одна стрела не вылетела из стана противника. Там осознали: поднятая рука старика означает что-то крайне важное, с чем он идет к противнику. Старик сумел заключить перемирие, добиться тишины и спокойствия. А жест поднятой руки (или открытой ладони) стал означать: «прошу меня выслушать».

 

ЛЕГЕНДА О ГИТАРЕ

 Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле и они решили путешествовать по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться. Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, и огромная волна захватила суденышко. Его отнесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очнулись в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и … был поражен удивительной чистотой звука. Этот странный и необычный предмет как бы отражал все стихии: корпус – землю, струны – воду, звук – воздух, а руки, играющие на нем, - сам огонь. Человек попробовал поиграть на этом инструменте, и у него получилось. Его игру услыхали остальные путешественники, и тихая музыка помогла найти им дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом «гитара». И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города. Влюбленным встречаться, врагам – мириться, а пионерам – еще крепче дружить. Они сочинили о ней различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.

 

ЛЕГЕНДА О ПЕСНЕ

Когда-то, в далекие-далекие времена жили в глухих лесах странные, боязливые люди. Они жили поодиночке, и каждый сам для себя добывал пищу, одежду, строил жилье. Но вот однажды над лесом пронесся страшный рев – это поселился в лесу кровожадный Вепрь. Сметая все на своем пути, он наводил ужас громадными клыками на людей. Они забивались в свои норы и пещеры и в безумном страхе дрожали всю ночь. И не находилось смельчака, который вышел бы на поединок со страшным, ужасным зверем. Но появился в тех лесах Одинокий Охотник. И как всегда ночью пришел к людям Вепрь. И снова грозный рев раздавался над лесом. И снова люди прятались в свои убежища. И только Одинокий Охотник гордо встал на пути у чудовища. Но не выдержало копье Охотника, сломалось. И люди, робко выглядывавшие из пещер, в ужасе вскричали. И слились сотни голосов в один протяжный, дикий вопль. И – о чудо! Зверь остановился. И вновь закричали люди. Но теперь этот крик окреп и вырос. И зверь бежал! А люди продолжали кричать. Но это уже был не вопль отчаяния, а крик радости и победы! И чем больше кричали люди, тем больше они слышали друг друга. Удивлением и радостью сияли их лица. Как же это здорово – понять и услышать тех, кто рядом! А крик становился все мелодичнее. Так появилась песня! И так она полюбилась людям, что они чаще стали собираться на общую песнь встречи восхода солнца, песнь удачной охоты, хорошей погоды, удачного урожая. С тех пор песня так и осталась жить среди людей.

 

ЛЕГЕНДА О КОСТРЕ

 Один человек очень любил детей. Но дети ссорились, дрались между собой. И тогда человек решил собрать всех ребят вместе, чтобы они подружились и лучше узнали друг друга. И вот однажды вечером он зажег костер, и ребята стали сходиться к огню. Тогда дети поняли, что они – люди, у них есть общие мысли, желания, беды и радости. С тех пор костер считается символом общения и дружбы. На земле было темно. А люди хотели света и тепла. И вот однажды их постигло страшное бедствие: ожили вулканы земли. Много людей погибло в борьбе со стихией. На земле остались только самые молодые и выносливые. Но нет худа без добра. Эти люди сумели приручить огонь. Теперь они каждый вечер собирались у костра и вспоминали погибших братьев. И всетаки эти люди были первыми, кто смог приручить огонь. И поэтому они называли друг друга пионерами. А костер – пионерским символом удачи людей, которых объединила одна забота.

 

ЛЕГЕНДА О ВОЖАТОМ

 Было это в начале жизни… Сидел на вершине горы великий Творец и смотрел вниз на Землю. Было ему очень грустно. Что же я сделал не так? Почему они так ненавидят друг друга? Почему они воюют, почему не думают об этих лесах, морях, чистом небе? Разве нельзя жить свободно и просто, любить людей и животных, радоваться солнцу и весне? А ведь я отдал им все, что мог, и заповедовал все, что знал. Но они продолжают убивать друг друга… они забыли, зачем явились на Землю… Что же мне делать? И вдруг Творец увидел, как на гору проворно карабкается Маленький Человек. Надо же какой молодой и какой настойчивый! Лицо открытое, серьезное, а глаза добрые-добрые. - Куда ты спешишь, Человек? - Помочь тебе, о Великий! Творец протянул ему руку и помог взобраться. - Что же ты мне скажешь? - О Великий! Научи каждого человека видеть в другом равного, научи любить другого, как самого себя, и научи отвечать и за себя, и за всю планету сразу. - Учил, - вздохнул Творец, - а посмотри вниз – видишь, все постарому… Тогда Маленький Человек подошел поближе и что-то прошептал Творцу на ухо. И лицо Великого прояснилось, и он принял решение: - Я дам этой планете еще один шанс! А Человек поспешил обратно. - Постой! Куда ты спешишь? Как тебя зовут? - Некогда мне, о Великий! Там, у костра ждут меня дети! А имя мое – ВОЖАТЫЙ!

 

свернуть

Пионерский словарь

МАЛЫЙ ПИОНЕРСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Агитпробег - передвижная экспедиция ребят и взрослых, с целью популяризации деятельности пионерской организации и проведения акций милосердия.

Атрибуты - предметы, способствующие красочному и яркому оформлению деятельности детских общественных организаций, утверждающие в массовом сознании самобытный облик члена определенной организации, формированию чувства сплоченности у членов одной организации.

Барабан - старейший ударный музыкальный инструмент, его можно назвать инструментом-сигнальщиком, связистом. В давние времена

барабанщики располагались друг от друга на определенном расстоянии,

чтобы звук можно было услышать. Они знали лишь им известный язык

ритма, своего рода код. Прозвучит какой-то сигнал - его услышат, поймут,

передадут дальше. Так барабанная связь доносила до людей важные сообщения.

Барабан пионерский – атрибут пионерской организации, используемый

для "озвучивания" сигналов, собирающих участников организации на их дела, для исполнения маршей. Барабан - название первого пионерского журнала, издаваемого в 1923 году в Москве.

Вожатый - старший друг, помощник и советчик ребят - членов детской

общественной организации в звене, отряде или дружине. Старший вожатый - должность организатора детского общественного объединения в школе. В период существования Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина статус и позиция вожатого (старшего и отрядного) были

закреплены в 1967 году специальным "Положением о старшем и отрядном

пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина". Первоначально вожатые выполняли поручение комсомола

на общественных началах, затем старшие пионерские вожатые стали одной из категорий работников народного образования. "Вожатый" - название журнала для пионерских работников, издаваемого с 1924 по 1992 год (последний год под названием "Ступени").

Галстук пионерский – знак принадлежности к организации, треугольная косынка,  красно-зеленого цвета. Три конца галстука и стягивающий их узел символизирует сегодня единство всех поколений членов пионерской организации: младших, ребят среднего возраста и их старших  товарищей-вожатых и инструкторов.

Горн – древнейший сигнальный инструмент, применяющийся для сбора людей, подачи различных сигналов, сопровождения ритуалов, строевых колонн во время походов, шествий, парадов.

Горн пионерский – атрибут, используемый для подачи сигналов, исполнения маршей,  для созыва на сборы членов пионерской организации.

Девиз – краткое  выражение, отражающее цели и ценности коллектива, объединения.

Детская организации – особая  социальная группа детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющая четкую организационную структуру, способствующая личностной ориентации ребенка.         

Дружина пионерская – одно из важнейших структурных подразделений организации, ее основа.

Пионерская дружина может иметь деление на отряды, а может и не иметь такого деления, может иметь название или носить имя героя нашей Родины.

Законы пионерские – важнейшие нормы жизни члена пионерской организации, устанавливаемые решением высших органов самоуправления (органами управления) организации, обязательные для выполнения.

«Зарница» – игра на местности с военным сюжетом, направленная на развитие силы, ловкости, чувства патриотизма. Взаимовыручки, коллективизма. Стартовала в 1967 году. Возрождена после небольшого перерыва в 1999 году по инициативе ЦС БРПО.

 Звено пионерское – структурное подразделение  в составе пионерского отряда, объединяющее 5-8 человек по территориальному признаку, по дружбе или интересам. Самым первым пионерским коллективом являлось пионерское звено. Создаются звенья добровольно в отряде, где больше десяти пионеров, В них входили ребята, которые увлечены одним делом, дружили друг с другом, жили в одном доме или на одной улице. Во главе звена—звеньевой, который избирается один раз в год. Собираются звенья обычно по цепочке для того, чтобы сделать доброе дело, принести пользу людям, своему товарищу, старшим. Чем интереснее будет работать звено, тем интереснее будет жизнь всех ребят в отряде, а значит, и в дружине. Пионеры всегда помнили: делами звена дружина сильна. Звенья объединялись в пионерские отряды.

Лидер организации – это личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе.

Отряд пионерский – структурное подразделение пионерской организации. Это самая боевая единица пионерской организации, но для этого необходимо, чтобы отряд был дружным, сплоченным пионерским коллективом. Отряды создавались в дружине, где больше двадцати пионеров. Во главе отряда—совет отряда, отрядный вожатый. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речёвку. Он вёл пионерскую летопись—дневник отрядных дел.

Пионеры отряда боролись за право носить имя героя, чья жизнь и подвиг—пример для ребят. Пионерский отряд действовал постоянно: в будни, в праздники, в дни каникул. Он будет жить и работать интересно, с выдумкой, если каждый пионер имеет и выполняет пионерское поручение — постоянное или временное. Совет отряда или дружины, пионерский вожатый дают поручения пионерам, учитывая их интересы, желания и умения. Кем бы ни выбрал тебя отряд — председателем совета отряда, звеньевым, вожатым октябрят, редактором стенгазеты, кем бы ни назначил — командиром тимуровской команды, физоргом, экскурсоводом школьного музея, за выполнение своего поручения ты отвечаешь перед всем отрядом.       

Парад пионерский – маршевое прохождение пионерских отрядов, дружин, посвященное знаменательному событию в жизни организации, страны.

Пионерская организация – это общественная организация детей и взрослых. Призванная помочь подросткам в их гражданском становлении, ориентирующая их на активную, созидательную деятельность, направленную на познание Мира и улучшение окружающей  жизни. Стремление к самосовершенствованию и заботе о людях, родной природе, Отечестве.

Пионеры - герои – пионеры, получившие звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны. Это ЛЕНЯ ГОЛИКОВ, МАРАТ КАЗЕЙ, ВАЛЯ КОТИК, ЗИНА ПОРТНОВА.

Праздник пионерский – яркое, красочное действие, одна из важных форм работы пионерской организации. Это слеты, и сборы, и День рождения пионерской организации, и т. д.

Права пионера - каждый пионер имел право: — избирать пионерский актив: звеньевого, совет отряда и дружины, флагового, редактора отрядной стенгазеты, а также быть избранным в пионерский актив; — обсуждать на пионерских сборах, слетах, заседаниях совета отряда и дружины, в пионерской печати, стенной газете отряда и дружины все вопросы работы пионерской организации, вносить деловые и интересные предложения о том, как лучше организовать жизнь отряда, говорить обо всем открыто, отстаивать свое мнение. Но если сбор принял решение, оно для пионера—закон; — смело критиковать на пионерских сборах, слетах любого пионера, любого активиста, а также совет отряда или дружины, городской и районный пионерские штабы. Но всегда помни правило, пионер: критикуя, подумай, как исправить ошибки, внести предложения, так как общий успех дела зависит и от тебя, от каждого пионера; — лично участвовать в пионерском сборе, а также в заседании совета отряда или дружины, если на них обсуждается его работа или поведение; — обращаться с вопросами, предложениями в любой совет пионерской организации—отряда, дружины, городской, районный, областной и республиканский.

Речевка – рифмованный ритмический текст, исполняемый в такт шагу в движении или на месте. Например:

- Раз, два.

- Три, четыре,

- Три, четыре,

- Раз, два.

- Кто шагает дружно в ряд?

- Боевой отряд ребят!

-  Всем, всем – добрый день!

- Прочь с дороги наша лень!

Ритуалы детского общественного – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуал приема в члены организации, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детской общественной организации и ее традициям, позволяет укрепить единство объединения.

Самоуправление – особый основной вид управления в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление – объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Сбор пионерский – высший орган самоуправления в отрядах и дружинах. Сбор имеет право решать практически все вопросы жизни и деятельности пионерских коллективов, включая вопрос приема в организацию и исключения из ее рядов, планирования и подведения итогов работы. На сборе взбираются исполнительные органы пионерского правления – советы.

Он проходит не реже одного раза в месяц. На сборе принимали в организацию новых членов, давали пионерские поручения, спрашивали отчет за их выполнение, намечали новые планы. Принятое коллективно решение пионерского сбора было обязательным для всех пионеров. Один раз в год, как правило, в мае, отряд проводил отчетно-выборный сбор. На нем из числа лучших пионеров избирался совет отряда в соста­ве не менее трех пионеров. Совет организует повседневную работу отряда. Пионерский отряд имел право: самостоятельно решать все вопросы своей работы, принимать ребят в пионерскую организацию, выдвигать лучших в органы пионерского самоуправления отряда, дружины и лишать их постоянного поручения, если они не оправдали доверия товарищей, вносить в совет дружины интересные предложения, представлять пионеров к поощрению, выносить порицание.

Символика детского объединения – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, значимому событию.

Слет пионерский – собрание представителей (делегатов) структурных подразделений массовой пионерской организации для обмена опытом, совместных дел, смотра своей работы и решения проблем, стоящих перед организацией;

Слет – высший орган самоуправления во Всесоюзной пионерской организации, особенно на завершающем этапе ее деятельности (по Положению о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина 1986 г.), а также в современных пионерских организациях.

Тимуровское движение – организованная  деятельность, направленная на оказание помощи всем нуждающимся, особенно старикам, ветеранам. Название свое получило после выхода на свет книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Сегодня тимуровское движение осуществляется как шефство над детскими домами, больницами, детскими садами, ветеранами войны и труда и т. п.

Торжественное обещание – обещание, которое дается подростком, вступающим в пионерскую организацию.

«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Белорусской республиканской пионерской организации, перед своими друзьями торжественно обещаю: любить свою Родину, быть добрым, честным и справедливым, всегда следовать Уставу и традициям Белорусской республиканской пионерской организации!»

 

Каждый пионер, выполняя Торжественное обещание пионера, обязан:

— во всем и всегда помогать старшим. Активно участвовать самому в жизни пионерского отряда, вовлекать ребят в работу на общую пользу, учиться работать головой и руками и каждый день в любом городе или поселке помогать людям. — показывать пример в учении и коллективном труде, хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать больше, постоянно стремиться приобретать новые знания в науке, технике, литературе, искусстве, участвовать в работе кружков, добиваться, чтобы ни одного отстающего не было рядом, строго соблюдать дисциплину, беречь народное добро, охранять родную природу; — воспитывать в себе черты настоящего человека: честность, добросовестность, трудо­любие, вежливость, доброту, готовность всегда прийти на помощь своим товарищам, быть прав­дивым и скромным, не зазнаваться, уважать старших, помогать родителям, твердо усвоить правила: «Не мое, а наше, не для себя, а для всех», «Вижу, понимаю, действую», «Один за всех и все за одного», быть непримиримым к своим недостаткам и недостаткам своих друзей, активно бороться с теми, кто нарушает правила поведения в школе и на улице, заступаться за малышей;

— расти настоящим защитником Родины, изучать ее героическую историю и многовековую культуру, подвиги старших поколений, участвовать в тимуровском движении; — постоянно укреплять дружбу пионеров и школьников в других странах; — каждое дело — большое или малое—доводить до конца, укреплять свой пионерский коллектив—звено, отряд, дружину, быть орга­низованным, активно участвовать в пионерских сборах, постоянно проявлять смекалку и выдумку, четко выполнять временные и постоянные поручения, работать в зоне пионерского действия, готовить для себя смену — всегда и во всем помогать малышам, следовать правилу: «Научился сам — научи товарища» ; — бороться против недостатков в работе звена, отряда, дружины, стремиться, чтобы было поменьше шума, побольше конкретных дел, не опускать руки от первых неудач, добиваться, чтобы все ребята дорожили авторите­том пионерской организации, знали ее историю и традиции, ритуалы и символы. 

свернуть