Материалы

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

Как избежать формирования вредных привычек у детей

РУ 24.12.2022

«Как избежать формирования

 вредных привычек у детей»

К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

- грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

- сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

- качать головой;

- накручивать или даже выдёргивать волосы;

- манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);

- биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К вредным привычкам относят:

- ковыряние в носу;

- чавканье;

- обилие слов-паразитов;

- нецензурная речь и т.д.

Профилактика вредных привычек у детей

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

- своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье;

- проявление внимания к ребёнку, решение его проблем;

- привитие правильных культурных ценностей;

- правильное питание и планирование корректного распорядка дня;

- родители должны поддерживать связь с педагогами, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация специалиста.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста или подростка.

Как бороться с вредными привычками у детей: 7 советов родителям

  1. Будьте терпеливы и последовательны

Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Акцентируйте внимание ребёнка на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

  1. Докажите вред привычки

Корректно разъясните ребенку, почему его привычка некрасивая и небезопасная. Например, если ваш ребёнок грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания. Постоянно напоминайте, что обгрызенные ногти выглядят некрасиво.

  1. Контролируйте действия ребенка

Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним. Проследите, чтобы у ребёнка был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

  1. Займите ребенка интересным делом

Постарайтесь увлечь ребенка каким-то делом, которое поможет ему отвлечься от вредной привычки. Найдите для своего ребёнка интересные занятия и игры, соответствующие его возрасту. Также можно записать его на спортивную секцию, в объединения по интересам. Поступив подобным образом, вы принесете ребенку двойную пользу. Он не только получит шанс избавиться от вредной привычки, но и приобретет полезные знания и навыки.

  1. Уделяйте ребенку достаточно внимания

Дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства или депрессии. Ребенок в силу возраста не осознает, что его тревожит, и попытки родителей выяснить причину тревоги ни к чему не приводят. Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания, или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку, внимательно выслушайте его жалобы и обиды. Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

  1. Следите за своими привычками

Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

  1. Формируйте у ребенка правильные привычки

Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок. Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем. Родителям стоит прививать детям правильные привычки, Так, например, объясните ему, что ковыряться в носу некрасиво, но он всегда может использовать носовой платок или салфетку.

 

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Цель: повышение компетентности законных представителей в вопросах профилактики проблемного поведения подростков.

Задачи:

  1. познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  2. сформировать у родителей представление о причинах проблемного поведения несовершеннолетних;
  3. представить родителям эффективные способы формирования положительных моральных качеств личности ребенка средствами доверительного общения;

 

Основная часть.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. К сожалению, проблемное поведение подростков зачастую приводит к совершению противоправных деяний.

Как показывает статистика, в последние годы наблюдается рост правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Совместными усилиями педагогов и родителей необходимо формировать уважение несовершеннолетних к закону, знакомить с особенностями системы права, формировать у них правовую компетентность и правовое самосознание. Важно чтобы ребята владели соответствующими правовыми знаниями, осознавали ответственность, которая предусмотрена за совершение противоправных действий.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы объединить воспитательные усилия семьи и школы в формировании подрастающей личности.

 

Как должны вести себя родители с трудным подростком, и почему дети в этом возрасте приносят немало проблем?

Проблема № 1 – иллюзорное ощущение независимости и зрелости.

В основном, переходный возраст начинается с сообщения подростком о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и нет (по желанию), прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями покупок.

Фразы мамы с папой о том, что именно они обеспечивают ребенка, дают ему деньги на карманные расходы, кормят до подростка не доходят. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым.

Причина такого поведения – отсутствие житейского опыта у только сформированного подростка.

Как быть? Главная задача родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях. Быть может, ребёнок научится на собственных ошибках правильно действовать, но лучше вовремя его уберечь от этих ошибок.

Обратите внимание! Чрезмерная опека и полный контроль действий подростка недопустимы. Действовать родители должны неназойливо, показывая откровенный интерес к его занятиям, хобби и волнениям, прислушиваясь к его мнению и проявляя любовь.

Нельзя критиковать действия подростка, давать им оценку. Главное в отношениях с подростком – родители и ребенок должны слушать друг друга, уважать мнение друг друга. Это приведет к взаимопониманию.

 

Проблема № 2 – вспыльчивость.

Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимаются близко к сердцу. Находясь в состоянии ярости, подросток проявляет агрессию, грубо высказывается и даже может кинуть каким-либо предметом в стену.

Почему так происходит? Причина такого поведения – резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма. Еще одна причина подобного поведения – неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает детей, вынуждает их нервничать, хамить.

Как быть? Родители должны запомнить, что огрызаться в ответ – это неправильно. Не нужно подавать ребенку отрицательный пример своей агрессией. Главное для них – подождать, пока приступ нервозности пройдет, все успокоятся, и лишь затем обсудить имеющуюся проблему. Родители должны донести до подростка, что дерзкое поведение причинит боль близким, обидит их и даже испортит отношения.

 

Проблема № 3 – закрытость.

По мере взросления ребенок становится замкнутым. У него возникают новые нужды, о которых он не желает говорить. На первый план у него выходит виртуальное общение, а реальное (с родителями, сверстниками) отходит на второй. В социальных сетях у подростка появляются новые друзья, с которыми без стеснения можно обсудить самые откровенные темы. Им не нужно смотреть в глаза собеседнику, обсуждая сокровенное.

Причина: нужда в анонимном общении возникает из-за страха быть подвергнутым критике, позору и высмеиванию.

Как быть: несмотря на желание подростка проводить все время в одиночестве, родители не должны предоставлять ему такую возможность. Нужно подойти к нему и предложить варианты для проведения времени с семьей – катание на велосипедах, поход в кинотеатр, занятие спортом.

Родителям на заметку! Если в семье несколько детей, в качестве переговорщика можно выдвинуть старшего брата (сестру) – вероятнее, им подросток больше доверяет, чем родителям.

 

Проблема № 4 – зависимость от девайсов.

Каждому родителю знакома картина, когда без мобильного телефона или планшета не обходится ни один прием пищи, и когда всю ночь подросток сидит со смартфоном, уменьшая этим длительность сна.

Причина такого поведения: огромное количество функций в гаджетах.

Подростки – активные и любознательные существа. Ежедневно они узнают все больше информации, поскольку у них возникает немало вопросов по мере взросления. К тому же, они должны обсудить насущные вопросы, понаблюдать за одногодками и кумирами в социальной сети. Завораживающая и активная жизнь современных подростков не представляется без функциональных новинок.

Что делать родителям? Им нужно осознать, что большинство проблем детей исходит именно из взаимоотношений в семье. Если родитель ходит со смартфоном даже в туалет, этим он подает негативный пример ребенку. Выход из такой ситуации необходимо искать вместе – проводить больше времени за общением, выходить на прогулки, заниматься активными видами спорта.

 

Проблема № 5 – попытка доказать собственную важность.

Желая самостоятельно принимать решения, подросток отказывается от выполнения просьб и требований либо делает это назло.

Почему так происходит? Такое поведение провоцируется предъявлением детям повышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.

Как быть? Чтобы не допустить конфликтов, родители не должны давить на ребенка. Когда он не слушается, протестует, важно выслушать его рассуждения, разрешить ему высказать собственное мнение.

 

Проблема № 6 – неразделенная любовь.

Такое чувство вызывает апатию и обиду, которые подросток выплескивает на окружающих, кроме объекта обожания. Как результат – он впадает в депрессию.

Причина: период романтики, желание любить и быть любимым.

Как быть? Психологию подросткового возраста понять сложно. Родители допускают ошибку, говоря ребенку фразы типа «ты еще молод, у тебя таких, как она, будет еще много». Такие советы усугубят ситуацию. Влюбившись первый раз, подросток становится уязвимым, морально страдает. Эти чувства настолько сильны, что проявляются физиологически.

Взрослые наверняка знают, какие чувства испытывает их ребенок в этот период. Их задача – поддержать подростка, ненавязчиво предложить помощь:

  • почитать статьи в социальных сетях на эту тему;
  • посетить блоги;
  • полистать дневники сверстников, находящиеся в открытом доступе;
  • посмотреть фильмы о безответной любви и пр.

Необходимо проследить за тем, чтобы в период неразделенной любви у подростка не снизилась самооценка. Нужно поддержать его и объяснить, что он хороший человек, вот только его объект обожания еще не готов к высоким чувствам.

 

Проблема № 7 – отношения с родителями.

В период подросткового возраста страдают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания, и как результат – вечные скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит? Изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой.

Обратите внимание! Подростку нужно больше давать личного пространства, чем ребенку.

Как действовать? Не нужно подходить к подростку с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь. Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения.

Например, если подросток одевается не по правилам, установленным в учебном заведении, родители не должны заставлять его сменить наряд. Их задача – похвалить его новый образ и попросить одеться подходяще для учебы.

 

Проблема № 8 – изменения внешности.

Когда у мальчика ломается голос, конечности становятся длиннее, а у девочки понемногу и неровно округляются формы, они испытывают чувство неполноценности. Ситуация усугубляется, если на лице появляются еще и угри. Все осложняется и тем, что среди ровесников кто-то взрослеет быстрее, кто-то – медленнее. Когда подросток проигрывает другим в сравнении внешних данных, у него появляются комплексы.

Чем это объясняется – индивидуальностью физиологических процессов, особенности организма.

Как действовать? Высказывания родителей о том, что их ребенок самый красивый, на подростка уже не действуют. Взрослые могут достать свои детские фотографии и показать ребенку, какими они были, и как справлялись с подобными проблемами во внешних проявлениях.

Главное – доказать ребёнку, что изменения, происходящие в его организме и во внешности – явление нормальное, и что он всегда может рассчитывать на совет и помощь мамы или папы.

К началу периода полового созревания лучше привыкать вместе – ребенок, у которого происходят психические, эмоциональные и телесные всплески, нуждается в поддержке и понимании со стороны родителей. Взрослые не должны бояться этого периода.

Таким образом, период взросления никто не проходит спокойно. Если не со всеми, то с несколькими перечисленными проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие подростка. Главное в этот момент – не оставлять ребенка наедине с проблемами. Тот факт, что сейчас подросток считает родителей не лучшими советчиками, нужно принять и пережить. Не нужно оставлять ребёнка наедине с интернетом, улицей, сверстниками, даже если он с агрессией реагирует на какую-либо помощь со стороны родителей.

Когда подросток успокоится, он поймет, что своими разговорами, действиями, пониманием мама с папой защитили его от аморальной компании одногодок, научили его справляться с комплексами и переживать безответную любовь. В период взросления для ребенка главное – чувствовать любовь родителей.

 

Упражнение «Стаканы»

Перед вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них – это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем. Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания. Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной. В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками. Какой сделаем вывод?

Высказывания родителей.

Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения тогда ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, тогда и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

 

Практические рекомендации.

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей:

  1. Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.).
  2. Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
  3. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее), но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п. [1 с. 19-27.]

 

А закончить нашу встречу мне бы хотелось следующей притчей:

Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на который он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашелся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. «Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, – решил он, – и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка полети». Вот пришел он к мудрецу и спросил: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

 

 

свернуть

29.10.2022

Нажмите на ссылку для просмотра https://disk.yandex.ru/d/_Gm3tTRrvWQ1Gg

свернуть

Заняткі з псіхолагам

Аказанне псіхалагічнай дапамогі вучням 5-11 класаў ва ўстанове адукацыі.

Бацькоўскі ўніверсітэт

для 5-11 класаў

педагог-псіхолаг Котка Р.В.

29.10.2022

Аказанне псіхалагічнай дапамогі

вучням 5-11 класаў ва ўстанове адукацыі.

         Псіхалагічная дапамога – гэта мерапрыемствы псіхолога, накіраваныя на садзейнічанне вучню ў папярэджанні, вырашэнні, пераадоленні псіхалагічных праблем, на захаванне псіхалагічнага здароўя, аптымізацыю псіхалагічнага развіцця, сацыяльную адаптацыю, самарэалізацыю кожнага дзіцяці.

Аказанне псіхалагічнай дапамогі адбываецца ў парадку, устаноўленным Законам Рэспублікі Беларусь “Аб аказанні псіхалагічнай дапамогі”

Псіхалагічная дапамога – гэта карэкцыйна-развіваючая работа, кансультаванне, псіхалагічная асвета і прафілактыка .  Псіхадыягностыка  выкарыстоўваецца ў рабоце псіхолага ва ўсіх напрамках дзейнасці і не з’яўляецца самамэтай. Менавіта згода на правядзенне дыягнастычных мерапрыемстаў з  дзецьмі да 14 гадоў неабходна, згодна закону аб аказанні псіхалагічнай дапамогі. Я выражаю вам удзячнасць за  давер, за гатоўнасць супрацоўнічаць, якую вы штогод пацвярджаеце, даючы мне згоду на работу з вашымі дзецьмі.

Падагульнім: псіхалагічная дапамога – гэта ўся мая работа з дзецьмі.

Наступны тэрмін, які растлумачу,  –  “псіхалагічная праблема”.

Псіхалагічная праблема – перажыванне вучнем парушэнняў яго жыццядзейнасці і немагчымасць іх самастойнага пераадолення, перажыванне цяжкасцей у падтрымцы псіхалагічнага здароўя, аптымізацыі псіхалагічнага развіцця, самарэалізацыі.

Педагог-псіхолаг працуе з псіхічна здаровымі дзецьмі.

Педагог-псіхолаг у школе ўзаемадзейнічае з дзецьмі розных узростаў як пры непасрэдным кантакце з імі, так і праз узаемадзеянне з бацькамі і педагогамі. 

Колькі слоў пра кожны напрамак дзейнасці.

Дыягнастычная работа

Мэта – інфармацыйнае забеспячэнне, г. зн, атрымаць інфармацыю, даць адказ на канкрэтнае пытанне і даць рэкамендацыі. Дыягностыка дапамагае выявіць асаблівасці вучня, каб зразумець прычыну ўзнікнення той ці іншай праблемы ў навучанніі або развіцці; выявіць моцныя бакі дзіцяці, яго рэсурсы.

У рамках другога дыягнастычнага мінімуму (першы – у пачатковай школе), г. зн, абавязкова, праводзіцца вывучэнне асаблівасцей адаптацыі вучняў 5-х класаў (восенню). Каторы год запар праводзіцца псіхадыягнастычнае даследаванне суіцыдальных паводзін сярод вучняў 5-11 класаў. Вывучаюцца асаблівасці эмацыянальнага стану кожнага вучня, яго статус у класным калектыве. Кожнаму класнаму кіраўніку прапаную рэкамендацыі па выніках дыягнастычных абследаванняў. Калі адчуваю патрэбу ў сумесных дзеяннях з бацькамі, каб дапамагчы дзіцяці, запрашаю на кансультацыю па выніках дыягностыкі бацькоў, рыхтую рэкамендацыі.

         Трэці дыягнастычны мінімум праводзіцца на этапе дапрофільнай падрыхтоўкі з мэтай вызначэння здольнасцей і схільнасцей вучняў. Гэта патрэбна для далейшай прафарыентацыйнай работы.

У прошлым навучальным годзе ўсе вучні 5-11 класаў прымалі ўдзел у абласным маніторынгу з мэтай абароны непаўналетніх ад сэксуальнага гвалту і эксплуатацыі.

Праводзяцца таксама індывідуальныя дыягнастычныя мерапрыемствы ў рамках аказання псіхалагічнай дапамогі вучням, якія знаходзяцца на розных відах уліку.

Кансультацыйная работа педагога-псіхолага – гэта дзейнасць, накіраваная, на аказанне дапамогі ўсім удзельнікам адукацыйнай прасторы – дзецям, бацькам, педагогам у вырашэнні шырокага, але не глыбокага спектра праблем, хутчэй, цяжкасцей, якая праходзіць у форме дыялогу.

Асноўныя формы кансультавання ў 5-11 класах:

Індывідуальнае.

Кансультаванне ў малых групах. Форма, спецыфічная для падлеткавага ўзросту. Самыя частыя запыты – гэта прафесійная арыентацыя і самаразвіццё.

 Калектыўная  форма. Мы з дзецьмі абмяркоўваем праблему.    

 Да кансультавання адносіцца работа па павышэнні псіхалагічнай культуры дарослых. Я выступаю на метадычных аб’яднаннях настаўнікаў, педагагічных саветах, бацькоўскіх сходах.

Кансультацыі для бацькоў праводжу па запытах і тэматычныя.

У рамках асветы запрашаю на тэматычныя кансультацыі бацькоў.  

У верасні-кастрычніку 3,4-я серада месяца была прысвечана адаптацыі вучняў 5 класа. Прапаную тематычныя суботы для бацькоў.  У снежні –  “Псіхалагічныя прычыны дэвіянтных паводзін падлеткаў”, у лютым – “Цяжкасці ў навучанні дзіцяці і шляхі іх пераадолення”, у  сакавіку – “Праблема булінгу”.

Тэмы кансультацый для вучняў:

Верасень – “Праблема булінгу”; лістапад і красавік – “Я выбіраю прафесію”.

Графік кансультацый размешчаны на сайце школы, на старонцы педагога-псіхолога. Час кансультацый для бацькоў – серада, субота, з

 10.00 да 11.00 гадзін, для дзяцей – 11.00-12.00.

Псіхапрафілактыка  - вядучы напрамак у рабоце педагога-псіхолага школе

Мэта – фарміраванне ведаў уменняў, навыкаў і адносін, якія будуць прадухіляць узнікнене негатыўных праяў у жыцці чалавека. У рамках псіхапрафілактычнай работы я праводжу заняткі  адзін раз у чвэрць у кожным класе. У пятым класе – штодыднева на працягу першай чвэрці. Мэта – стварэнне псіхолога-педагагічных умоў для паспяховай адаптацыі.

Адна з асноўных задач у рабоце з дзіцячымі калектывамі – стварэнне спрыяльнага псіхалагічнага клімату.

10 гадоў у нас працаваў клуб для падлеткаў “Знайдзі сябе”.

Акрамя таго, важнай задачай з’яўляецца прапаганда псіхолога-педагагічных ведаў сярод настаўнікаў. Праводжу кансультацыі для класных кіраўнікоў і выхавацелей, рыхтую рэкамендацыі педагогам па ўзаемадзеянні з дзецьмі.

    Псіхалагічная асвета – гэта далучэнне дарослых і дзяцей да псіхалагічных ведаў.  Формы работы: лекцыі, гутаркі, стэнды, старонка педагога-псіхолага на сайце школы. Псіхалагічная асвета мае не абстрактна-тэарэтычны, а дакладна праблемны  узровень.

 Зараз мы з вамі працуем у рамках псіхалагічнай асветы. Мая мэта – данесці да вас інфармацыю пра псіхалагічную дапамогу вашым дзецям ва ўстанове адукацыі.

А зараз прапаную вам паглядзець фотагалерэю “Заняткі з псіхолагам”

свернуть

Формы устройства детей-сирот, памятка для родителей

Фотогалерея "Вместе с психологом"

Положительные эмоции в жизни младшего школьника

Положительные эмоции в жизни младшего школьника

Эмоциональность – важная особенность внутреннего мира человека. По мнению многих – самая главная. Не случайно великий мыслитель Джон  Локк, перефразируя высказывание Декарта, утверждал: «Я чувствую – следовательно, существую».

Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить. (Вильям Шекспир)

 

Эмоциональное воспитание ребёнка - бесспорно, право  семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребёнка. Они "окрашивают" его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них отражается представление ребёнка к окружающему миру.

 

Что на всех языках

 Звучит одинаково?

 (Плач и смех)

 

Детство - самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное... но для некоторых детей оно - трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых.

 Здоровье зависит от эмоционального состояния, как у взрослого человека, так и у ребенка. Эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?

(Неврастения проявляется в форме нестабильности эмоционального состояния (настроения), повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, усталостью. Работоспособность ребенка значительно снижается, он быстро устает, появляются головная боль, вялость, сонливость, пассивность. В одних случаях преобладает повышенная раздражительность, капризность, иногда психомоторное возбуждение, а в других наоборот – вялость, усталость, испуганное состояние, застенчивость. Порой у детей могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении: головная боль, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности. Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха.

 

Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?

  • Психологический климат  семьи;
  • самооценка ребёнка;
  • успешность в учебной деятельности;
  • взаимоотношения со сверстниками ;
  • нарушение режима дня;
  • несогласованность требований к ребенку;
  • изобилие негативной информации и т. д.

 

Л.Толстой сказал: «По-настоящему счастлив тот человек, кто счастлив у себя дома».

Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка является родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием нервно-психических перегрузок, ребенок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряженностью, ребенок испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

Об взаимоотношениях в семье можно узнать, попросив детей нарисовать рисунок «Моя семья». В своих рисунках дети рядом с собой рисуют эмоционально значимых для себя людей. По расположению на рисунке членов семьи можно без труда понять, как чувствует себя ребёнок по отношению к членам своей семьи - кто эмоционально близок или, к сожалению, далёк. Некоторые дети рисуют всех членов семьи кроме себя, то есть они не чувствуют эмоциональную близость с родными.

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.

 

Как же мы можем улучшить эмоциональное благополучие наших детей?

 

Самая важная часть в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и всей семье, и зависит от эмоционального взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Хотелось ещё раскрыть роль установок в воспитании.Необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью. Часто ли вам приходилось слышать в детстве «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои тебя не видели», «За что мне такое наказание...», «Пора стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький»?  Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны. Они формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает, а в благоприятный для нее момент жизни ребенка,

Родители должны сделать так, чтобы положительных установок было как можно больше, и должны научиться трансформировать негативные установки в положительные.

 

Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям

.

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.        

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Не твоего ума дело!»         

Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.         

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.        

«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»        

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.        

 «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»        

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.        

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»        

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.        

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не кричи так, оглохнешь!»        

     Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.        

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке)«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)        

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.        

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!»        

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

 

Составьте свой собственный список позитивных установок и используйте только их в общении с ребенком. Помните, что сказанное казалось бы невзначай и не со зла, может всплыть в будущем и отрицательно повлиять на эмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а не редко и на его жизненный сценарий. Дети от природы наделены огромным запасом чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойки.  Сделайте своих детей здоровыми и счастливыми!

Любите своих детей, больше времени  проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.

 Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

- Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.

- Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

- Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение,  играйте с ним.

- Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.

- Помогайте ему, когда он просит.

- Поддерживайте и отмечайте его успехи..

- Разрешайте конфликты мирно.

- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть сформулированы корректно и мягко.

- Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

  • Перед уходом в школу  ребенка обнять и поцеловать..
  • Придя из школы ребенок хочет , чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
  • Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь быть заботливо укрытым.

Один час твоего времени (притча)

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

 — Папа, можно у тебя кое-что спросить?

 — Конечно, что случилось?

 — Пап, а сколько ты получаешь?

 — Это не твоё дело! — возмутился отец.

 — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

 — Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..  Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

 Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

 — Ты не спишь, сынок? — спросил он.

 — Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

 — Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. -  У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

 — Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

 Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

 — Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

 — Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.

 — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу,  чтобы ты поужинал вместе с нами.

Мораль

Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям.

 

свернуть

ВОРОВСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ВОРОВСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие "детское воровство". Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он "просто берёт" то, что нравится, а значит, ругать его не должны.

Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе "нет", если чего-то очень хочется. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.

Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребёнка.

Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности.

Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребёнок – настоящий вор и преступник, и применяют самые серьёзные меры – стыдят, наказывают. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что направлены на уже случившееся, а не на устранение причин, ведущих к воровству.

Нельзя ругать при всех, клеймить ребёнка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности: раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убеждённость в собственной испорченности.

Причины детского воровства

1) Из-за недостатка внимания. Часто происходит, когда родители заняты только своими заботами, контролируя воспитанника на "автомате", без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2) Последствия психотравмирующих ситуаций. Ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительного отношения родителей друг к другу, утраты родителей и др.

3)  Положение «золушки». В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, когда ребенок чувствует, что он лишний в семье, особенно проявляется на фоне безграничной любви и заботы о другом ребенке.

В любом случае, всё, так или иначе, крутится вокруг одной точки: либо недостатке, либо переизбытке внимания родителей.  Например, когда ребёнок находится под жёстким контролем со стороны родителей: когда они проверяют все его карманы, когда нарушают его личные границы, не позволяют совершать самостоятельные поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что у ребенка нет своего пространства. Вообще…  Ворует, чтобы было свое, которое никто другой, даже самый любимый, не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как способ спрятать что-то свое от постороннего взгляда любого человека. Важно, чтобы у ребенка было своё пространство, где только он хозяин!  Пусть это будет его детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делали многие из старшего поколения, «секретики», которые мы закапывали в землю, а сколько там было ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!

Или - другая крайность – это когда, наоборот, ребенку не хватает внимания, в первую очередь - от родителей. И   воровством   он привлекает это внимание к себе. Наказания, воспитательные беседы, внушения - к сожалению, таким негативным вниманием ребенок очень часто довольствуется, не доверяя вниманию позитивному или не умея его на себя обратить.

В таких случаях важно сохранить   баланс между излишним контролем и опекой, касающейся личной жизни ребенка, и тем обстоятельством, что ребенок кажется никому не нужным, существующим автономно, сам по себе (так он «существовал», возможно, будучи предоставленным самому себе в родной неблагополучной семье).  

Почему у ребенка возникает желание воровать?

  • ребенок не умеет, открыто сказать, чтохочет иметь или заранее знает, что взрослые откажут в приобретении вещи;
  • застенчивость и страх как результат предшествующих отказов;
  • месть конкретному человеку или всем сразу;
  • желание сделать, кому-то приятное или заслужить хорошее отношение к себе;
  • за компанию;
  • отсутствие воли и самостоятельности;
  • отрицательный пример взрослых;
  • несогласованность воспитательных воздействий;
  • вседозволенность;
  • тотальный контроль.

Рекомендации родителям по работе с детским воровством

  1. Не провоцировать ребенка, если существует такая проблема, не оставлять рядом с чужой вещью одного;
  2. Не наказывать физически;
  3. Спокойно рассказывать, что будет, если возьмет чужую вещь;
  4. Устранить чувство одиночества и заброшенности, компенсировать недостаток любви и внимания;
  5. Понять осознанно ребенок ворует или невинно, при невинном воровстве довести до сознания, насколько это плохо;
  6. Установить запрет на воровство, объяснить, что это не разрешается ни детям, ни взрослым;
  7. Не разбирать поступок ребенка в присутствии взрослых, детей, лучше поговорить «с глазу на глаз».

Что нужно знать родителям, чтобы предупредить воровство у ребенка, и как себя вести, если он уже украл.

  1. Давайте ребёнку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
  2. Держите деньги и ценности в недоступных местах.
  3. Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи. Можете сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.
  4. Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: "Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся".
  5. Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: "Это ты украл? Как ты мог!" Скажите просто: "Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо!" Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.
  6. Убедите ребёнка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело, но этот шаг очень важно сделать.

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он знает, что его родители в беде не бросят.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное - ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция - словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи - это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста - это черта характера.

 

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

 

свернуть

Аказанне псіхалагічнай дапамогі малодшым школьнікам ва ўстанове адукацыі

Бацькоўскі ўніверсітэт

для 1-4 класаў

педагог-псіхолаг Котка Р.В.

22.10.2022

Аказанне псіхалагічнай дапамогі

малодшым школьнікам ва ўстанове адукацыі.

Псіхалагічную дапамогу вучням нашай школы аказваю я, педагог-псіхолаг вышэйшай кваліфікацыйнай катэгорыі Котка Руслана Віктараўна. Стаж работы на гэтай пасадзе – 15 гадоў.

Што ж азначае выраз “псіхалагічная дапамога”?

         Псіхалагічная дапамога малодшым школьнікам – гэта мерапрыемствы псіхолога, накіраваныя на садзейнічанне вучню ў папярэджанні, вырашэнні, пераадоленні псіхалагічных праблем, на захаванне псіхалагічнага здароўя, аптымізацыю псіхалагічнага развіцця, сацыяльную адаптацыю, самарэалізацыю кожнага дзіцяці.

Калі вашы дзеці прыходзяць ў першы клас, я прашу ў вас даць згоду “на аказанне психалагічнай дапамогі”. Псіхалагічная дапамога – гэта карэкцыйна-развіваючая работа, кансультаванне, псіхалагічная асвета і прафілактыка .  Псіхадыягностыка  выкарыстоўваецца ў рабоце псіхолага ва ўсіх напрамках дзейнасці і не з’яўляецца самамэтай. Менавіта згода на правядзенне дыягнастычных мерапрыемстаў з  дзецьмі да 14 гадоў неабходна, згодна закону аб аказанні псіхалагічнай дапамогі.

Падагульнім: псіхалагічная дапамога – гэта ўся мая работа з дзецьмі.

Наступны тэрмін, які растлумачу, гэта “псіхалагічная праблема”

Псіхалагічная праблема – перажыванне вучнем парушэнняў яго жыццядзейнасці і немагчымасць іх самастойнага пераадолення, перажыванне цяжкасцей у падтрымцы псіхалагічнага здароўя, аптымізацыі псіхалагічнага развіцця, самарэалізацыі.

Педагог-псіхолаг працуе з псіхічна здаровымі дзецьмі.

Педагог-псіхолаг у школе ўзаемадзейнічае з дзецьмі розных узростаў як пры непасрэдным кантакце з імі, так і праз узаемадзеянне з бацькамі і педагогамі. 

Колькі слоў пра кожны напрамак дзейнасці.

Дыягнастычная работа

Мэта – інфармацыйнае забеспячэнне, г. зн, атрымацьінфармацыю, даць адказ на канкрэтнае пытанне і даць рэкамендацыі.

У пачатковай школе ў рамках дыягнастычнага мінімуму, г. зн, абавязкова, праводзіцца вывучэнне асаблівасцей адаптацыі вучняў 1-х класаў (восенню), асаблівасці вучняў 4-х класаў пры пераходзе ў 5-ы (вясной).

У трэціх класах правожу дыягностыку адоранасці вучняў. Прапаную анкеты педагогам класаў, па іх выніках – бацькам.

Штогод у 3-й чвэрці праводзіцца работа па выяўленні цяжкасцей у вучобе. Вучні, у якіх есць праблемы з навучаннем, накіроўваюцца на МППК  для вызначэння індывідуальнага адукацыйнага маршрута.

Паглыбленае псіхалагічнае абследванне ў пачатковых класах выкарыстоўваю ў адносінах да дзяцей уліковых катэгорый,  або па запытах бацькоў ці педагогаў.

 У прошлым навучальным годзе ўсе вучні 1-4 класаў прымалі ўдзел у абласным маніторынгу з мэтай абароны непаўналетніх ад сэксуальнага гвалту і эксплуатацыі.

Кансультацыйная работа педагога-псіхолага ў пачатковай школе

Непасрэдна кансультаванне малодшых школьнікаў практычна не  сустракаецца, звяртаюцца бацькі і педагогі.

Асноўныя запыты настаўнікаў і бацькоў:

несфарміраванасць навыкаў вучэбнай дзейнасці, у выніку чаго адбываецца зніжэнне паспяховасці.

 І настаўнікаў, і бацькоў хвалюе зніжэнне адзнак. Прычынамі могуць быць індывідуальныя асаблівасці інтэлектуальнага развіцця, можа быць педагагічная занядбанасць.

Задам вам пытанне: ці маюць дачыненне да педагагічнай занядбанасці бацькі, калі дзіця прыходзіць у 1-ы клас педагагічна занядбана?

Педагагічная занядбанасць – гэта парушэнне развіцця дзіцяці ў выніку недахопаў выхавання і навучання.  Настаўнікі вызначаюць гэта як непадрыхтаванасць да школы, невыхаванасць, недастатковы ўзровень развіцця.  Якая ж роля бацькоў?

Кансультацыі для бацькоў праводжу па запытах і тэматычныя.

 Да прыкладу, самы папулярны запыт бацькоў гучаць прыкладна так:

 “ Што рабіць? Знік інтарэс да вучобы”.

Пра вучэбную матывацыю вучняў пачатковых класаў мы з вамі пагаворым у наступны раз. Зараз я вывучаю ўзровень вучэбнай матывацыі вучняў 2-4 класаў.

    Другі не меньш часты запыт: і педагогаў, і бацькоў хвалюе няздольнасць дзіцяці рэгуляваць свае паводзіны і вучэбную дзейнасць.

Адной з прычын гэтага можа быць сямейная сітуацыя.

Кансультацыйная  дзейнасць накіравана на аказанне дапамогі ўсім удзельнікам адукацыйнага працэсу, праводзіцца ў форме дыялога.

Кансультаванне адрозніваецца ад прафілактыкі і асветы тым, што да псіхолога звяртаюцца з запытам (запросом) вучні, бацькі, настаўнікі.

У рамках асветы ўжо я праяўляю ініцыятыву. Запрашаю на тэматычныя кансультацыі.    

Графік кансультацый размешчаны на сайце школы, на старонцы педагога-псіхолога. Час кансультацый для бацькоў – серада, субота, з

 10.00 да 11.00 гадзін.

Псіхапрафілактыка  - вядучы напрамак у рабоце педагога-псіхолага ў пачатковай школе

Мэта – фарміраванне ведаў уменняў, навыкаў і адносін, якія будуць прадухіляць узнікнене негатыўных праяў у жыцці чалавека. У рамках псіхапрафілактычнай работы я праводжу заняткі ў 2-4 класах адзін раз у чвэрць. У першым класе – штодыднева. Тэмы заняткаў: “Я умею быць шчаслівым”, “Мой эмацыянальны свет”, “У пошуках спакою”, “Супрацоўніцтва”, “Вучымся ўзаемаразуменню” і многія іншыя.

Адна з асноўных задач у рабоце з дзіцячымі калектывамі – стварэнне спрыяльнага псіхалагічнага клімату.

Ужо болей 10 гадоў я вяду гурткі псіхалагічнай накіраванасці ў пачатковай школе. У гэтым навучальным годзе першакласнікі займаюцца ў гуртку “Расцем разам”, вучні 2 класа наведваюць гурток “Планета “Я” двойчы на тыдзень. Мэта дзейнасці гурткоў – фарміраванне і захаванне псіхалагічнага здароўя дзяцей.

Вучні 3-га і 4-х класаў наведваюць гурток “Юныя фалькларысты”. Мы вывучаем народныя гульні, гуляем разам, далучаемся да багатай традыцыйнай спадчыны. Есць і псіхалагічныя задачы. Гэта – стварэнне ўмоў для згуртаванасці калектыву, для развіцця асобы кожнага дзіцяці.

Акрамя таго, важнай задачай з’яўляецца прапаганда псіхолога-педагагічных ведаў сярод настаўнікаў. Праводжу кансультацыі для класных кіраўнікоў і выхавацелей, рыхтую рэкамендацыі педагогам па ўзаемадзеянні з дзецьмі.

    Псіхалагічная асвета – гэта далучэнне дарослых і дзяцей да псіхалагічных ведаў.  Формы работы: лекцыі, гутаркі, стэнды, старонка педагога-псіхолага на сайце школы. Псіхалагічная асвета мае не абстрактна-тэарэтычны, а дакладна праблемны  узровень.

 Зараз мы з вамі працуем у рамках псіхалагічнай асветы. Мая мэта – данесці да вас інфармацыю пра псіхалагічную дапамогу вашым дзецям ва ўстанове адукацыі.

А зараз прапаную вам паглядзець фотагалерэю “Заняткі з псіхолагам”

свернуть

Анкета для родителей

Пожалуйста, выделите три наиболее важных для Вас источника информации и советов по воспитанию ребенка, которым Вы больше всего доверяете:

  • журналы по вопросам образования;
  • психологическая и педагогическая литература;
  • педагог, классный руководитель;
  • телевидение;
  • Интернет;
  • советы соседей;
  • своя интуиция;
  • опыт того как воспитывали Вас Ваши родители;
  • психологические консультации:
  • советы Ваших родителей;
  • советы Ваших друзей;
  • другие источники ___________________________

 

 

Завершите фразу «Мы, как родители….»:

(нужное подчеркните)

  • чувствуем себя вполне уверенно: у нас почти все получается так, как мы хотим;
  • не всегда уверены, что действуем правильно;
  • многое делаем неправильно, но не знаем, как изменить ситуацию;
  • чувствуем себя неуверенно: вдруг мы воспитываем своих детей не так как надо;
  • живем спокойно: все будет в порядке, мы выросли и они вырастут;
  • свой вариант: _______________________.

 

Какой курс в «Родительском университете» Вы хотели бы освоить в первую очередь?

  • Основы правовых знаний;
  • Основы возрастной и семейной психологии;
  • Основы педагогических знаний;
  • Основы конструктивного взаимодействия.

 

Из предложенных ниже тем выберите наиболее значимые и актуальные для Вас:

Для родителей младших школьников:

  • Виды школьной адаптации
  • Если ваш ребенок «не Моцарт»
  • Стили семейного воспитания
  • Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
  • Родительский авторитет: данность или саморазвитие
  • Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
  • Сиблинги: взаимоотношения, особенности воспитания, причины конфликтов
  • Ребенок и компьютер
  • Жизненные сценарии и «родительское программирование»
  • Детские комплексы во взрослой жизни
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье
  • Праздники нашей семьи
  • Взаимоотношения поколений в семье
  • Гиперактивный ребенок
  • Режим дня в жизни младшего школьника
  • Учимся без отметок
  • Детство без слез

 

 

Для родителей подростков 5-9 классы:

  • Проблемы адаптации и дезадаптации
  • Делинкветное (противоправное) поведение несовершеннолетних и его профилактика
  • Особенности отношений младших и старших сиблингов
  • Безопасность подростков в сети Интернет
  • Как повысить учебную мотивацию подростков
  • Трудности переходного возраста
  • Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
  • Как научить ребенка говорить «нет»
  • Причины нарушения дисциплины
  • Технология создания ситуации успеха
  • Семейные традиции и их роль в воспитании подростков
  • Потребности подростка и бюджет семьи
  • Виды и последствия жестокого обращения с детьми

 

Для родителей старшеклассников (10-11 классов):

  • Первая любовь в жизни вашего ребенка
  • Репродуктивное здоровье юношей и девушек
  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника
  • Профилактика экзаменационного стресса
  • Закон и ответственность несовершеннолетних
  • Тайм-менеджмент для старшеклассников
  • Выбор жизненного пути
  • Организация свободного времени старшеклассников

 

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ

 

 

Ф.И.О.родителя__________________________________________________________

 

Класс___________________________________________________________________

свернуть
Значение школьной отметки в жизни ребенка.
Когда ребёнок обманывает: советы родителям
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА