Психологические причины неуспеваемости младших школьников.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З.Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает один из этих предметов при удовлетворительной и даже хорошей успеваемости по другим школьным предметам. При общем и специфическом отставании определяется круг причин и факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей.
Трудности в учебной деятельности (по С.Н.Костромину):
-пропуски букв в письменных работах;
-орфографические ошибки при хорошем знании правил;
-невнимательность и рассеянность;
-трудности при решении математических задач;
-трудности в пересказе текста;
-неусидчивость;
-трудности в усвоении новых знаний;
-постоянная грязь в тетради;
-плохое знание таблицы сложения, умножения;
-трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В.Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
И.В.Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности, т. е , дети не умеют учиться.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к избирательным предметам или даже разделам школьной программы.
.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
- отсутствие существенных недостатков умственного развития;
- достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
- материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
- мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации остается профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является внутриклассная дифферинциация , а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
При подготовке к уроку учитель особо продумывает взаимодействие с детьми, у которых наблюдается нарушение учебной деятельности.
Какие же причины нарушения учебной деятельности? Не зная причины, не устранить проблему.
Выделяют организационно-деятельностные причины нарушений учебной деятельности и возможные психофизиологические причины .
Возьмем такой вид нарушения учебной деятельности как отвлекаемость; эмоциональная подвижность; «выпадение» из деятельности
Организационно-деятельностные причины, т.е. те, которые зависят от взрослых, от учителя:
1 Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.
Внешнее стимулирование, привлечение внимания необходимо младшим школьникам. Недостаточный уровень произвольности обуславливает частичное «выпадение» из учебного процесса. Если при объяснении не удалось активизировать внимание учащихся и учитель торопится дать содержание, то он работает только на тех, кто смог включиться в процесс.
2 Отсутствие эффективных способов выхода из игровой ситуации
Вводя игру в содержание урока, необходимо позаботиться о способе вывода ученика из игровой ситуации. Это необходимо прежде всего детям с высокой возбудимостью, им очень трудно переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Также важно учитывать, что для младших школьников характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточно развита волевая регуляция деятельности. Не продумав способы выхода из игры, учитель рискует успокаивать детей дольше, чем они играли.
3 Учитель не хочет терять время на организацию отдельных учащихся в начале урока.
Для этих учащихся начало урока может пройти впустую, отвлекаясь на свои переживания, они отвлекают других. Закрепляется негативный стиль поведения на уроке, он воспринимается как должное. Впоследствии вольное поведение переносится на остальные стадии урока, что приводит к конфликтам с учителем, разрушает рабочую атмосферу в классе. Меняется эмоциональный стиль восприятия учителя и предмета в целом.
Возможные психофизиологические причины отвлекаемости:
1 Уход от деятельности.
Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Это продолжение игрового, дошкольного образа жизни в школьном возрасте, поэтому его поведение инфантильно. Предлагаемые задания выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению. Присуща склонность к фантазированию в виде художественно-образного подхода к занятиям, в предпочтении заданий на свободу творчества.
Пути коррекции: развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.
Двигательная расторможенность (гиперактивность) – как вид нарушения учебной деятельности
Характерна высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Активность непродуктивна, имеет низкую целенаправленность. Ребенок плохо принимает поставленную задачу, перескакивает с одного занятия на другое. Недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню. Характерна цикличность, «мерцающее» сознание – 5-15 мин. продуктивной работы, 3-7 минут отдыха и накопление энергии.
Рекомендации по коррекции:
-ребенок должен находится перед глазами учителя;
-разрешать каждые 10-15 минут вставать и ходить в конце класса;
-направлять энергию в полезное русло: вымыть доску и т.д.;
-постоянно положительно подкреплять познавательную активность и положительное поведение;
-избегать завышенных и заниженных требований;
-большие задания разбивать на маленькие с контролем выполнения;
-стараться договариваться с ребенком, а не ломать его
Вид нарушения учебной деятельности – отсутствие самостоятельности
Организационно-деятельностные причины:
1 отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке;
2 неупорядочены отдельные элементы проведения урока;
3 не хочется тратить время на организацию ритуала начала урока, отсутствие ритуала окончания урока;
4 непоследовательность, фрагментарность организующих действий;
5 выход урочного времени за пределы урока
Рабочая атмосфера на уроке не создаётся, если не соблюдаются и не вводятся правила: организация рабочего места, ответы на вопросы, выполнения заданий и т.д. У ребенка не формируются или не закрепляются навыки учебной деятельности, которые в косвенной форме влияют на произвольность. В результате учитель чаще использует дисциплинарное воздействие – замечание, наказание, крик. Все это способствует излишнему напряжению на уроке, развитию негативного восприятия учителя и предмета
Психофизиологические причины отсутствия самостоятельности:
-несформированность организации действий;
-психофизический инфантилизм
Ребенок не владеет эффективными приемами самоорганизации, т.е. не умеет работать. Ребенку сложно запланировать свою деятельность, распределить по важности. Сложно дается процесс начала деятельности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней регуляции, организации. Поэтому многие учащиеся начальной школы нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя.
Пути коррекции:
-обучение планированию;
-включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю;
-вводить алгоритмы деятельности на уроке с возможностью самоконтроля деятельности
Если у ребенка наблюдается психофизический инфантилизм, то ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии. Инфантилизм проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, отдаваясь ситуативным импульсам. Он не считает для себя важными серьезные требования школьного типа.
Рекомендации по взаимодействию учителя с ребенком:
-не стараться переделать ребенка, это бесполезно;
-нужно понять, что он может делать сам, а что с помощью взрослого, и оказывать эту помощь
Усталость – как нарушение учебной деятельности
Организационно-деятельностные причины:
-завышен темп урока, приоритетным считается выполнение плана урока
Формируется негативное восприятие школы, отторжение учебной деятельности. Негативно воспринимаются не только предметы, связанные со школой, но и личность учителя.
Психофизиологическая причина усталости первоклассника – астения. Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшается память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность.
Проявляется астения в результате перенесенных заболеваний, при переутомлении, нарушении режима, при длительном стрессе.
Пути коррекции:
-дозировка нагрузок;
-частые перерывы, заполненные движениями или релаксацией;
-при ярко выраженной астении – дополнительный выходной
Один из видов нарушения учебной деятельности – требование внимания, негативное самопредъявление.
Организационно-деятельностные причины:
-использование только дисциплинарных воздействий;
-не пресекаются попытки деструктивного, неадекватного поведения ребенка на уроке.
При применении сугубо дисциплинарных воздействий ребенок получает негативный опыт общения с учителем и восприятия ситуации урока. Об усвоении опыта конструктивного взаимодействия не может быть и речи. Возникает излишне эмоциональное напряжение на уроке.
Психофизиологическая причина негативного самопредъявления ребенка – ярко выраженная демонстративность ребенка. Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений, т.е. не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов, то он выбирает другой путь. Его демонстративность находит выход в сознательном нарушении правил поведения. Получать внимание даже в негативных формах гораздо приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих. Для ребенка характерно: нарушение правил поведения, демонстративность, взрывчатость, импульсивность.
Пути коррекции:
-замечать ребенка во время положительного поведения;
-во время негатива все замечания свести к минимуму, особенно минимизировать эмоциональность реакций;
-во время скандала – холодность и равнодушие, позже – тепло и внимание, но без сцен примирения. Скандал, за который ребенок, возможно, был уже наказан, должен быть забыт;
-давать выход его демонстративности в позитивной деятельности
Низкая познавательная активность – как вид нарушения учебной деятельности.
Организационно-деятельностные причины:
-отсутствие приемов, стимулирующих познавательную деятельность;
-не учитываются возрастные особенности восприятия информации;
-однообразность педагогических и методических приемов;
Это вызывает у ребенка ощущение рутины, скуки, особенно, если его деятельность не имеет положительного подкрепления
Психофизиологическая причина низкой познавательной активности – снижение мотивации.
Пути коррекции:
Совместная познавательная деятельность с родителями. Поиск и актуализация значимых мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности.
Психологи А.Ф.Ануфриев и С.Н.Костромина выделили ряд трудностей в обучении младших школьников и возможные психологические причины данных трудностей. В своей деятельности по выявлению учащихся с трудностями в обучении в качестве диагностического инструментария я использую психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении младших школьников. По результатам диагностики формируются группы учащихся для коррекционной работы, проводятся консультации для педагогов.
|
Феноменология трудностей
|
Возможные психологические причины
|
Задачи коррекционно-педагогической помощи
|
Психолого-педагогические рекомендации
|
1
|
Испытывает затруднения при пересказывании текста
|
несформированность умения планировать свои действия, низкий уровень развития образного мышления
|
развитие образно-логического мышления, развитие умения планировать свои действия
|
учить составлять план и пересказывать по плану
|
2
|
Испытывает трудности при решении математических задач
|
недостаточно развито вербально-логическое мышление, механическое чтение условия задачи
|
развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание и восприятие
|
при чтении задачи применять рисунки, схемы (наглядно), а затем пусть повторит условие задачи
|
3
|
В письменных работах пропускает буквы
|
слабая
концентрация внимания
|
развитие произвольного внимания, формирование установки на занятия, стимулирование интереса к занятию
|
формировать направленное внимание
|
4
|
Неразвитость орфографической зоркости
|
слабое развитие фонематического слуха, низкий уровень развития произвольности
|
развитие и обогащение активного словаря, развитие фонематического слуха и грамматического строя речи
|
формировать мотивацию к чтению
|
5
|
Невнимателен и рассеян
|
низкий уровень развития произвольности, не сформирована учебная мотивация, низкий уровень развития объема, концентрации и устойчивости внимания
|
формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания
|
не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения
|
6
|
Неусидчив
|
низкий уровень развития произвольности, низкий уровень развития волевой сферы
|
формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания
|
не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения
|
7
|
Трудно понимает объяснение с первого раза
|
низкий уровень развития произвольности, несформирован-
ность приемов учебной деятельности
|
формирование приемов учебной деятельности
|
давать возможность отдыхать в течение урока
|
8
|
Постоянно переспрашивает учителя
|
низкий уровень объема, развития переключения, слабая концентрация устойчивости внимания, несформированность умения принять учебную задачу
|
формирование учебной мотивации, развитие произвольного внимания
|
не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, формирование приемов учебной деятельности
|
9
|
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы
|
несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности
|
|
развитие умения планировать свою деятельность, самостоятельно определять действия по решению задания
|
поэтапно обобщать проделанную на уроке работу
|
10
|
Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо
|
несформирован-
ность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности
|
формирование приемов учебной деятельности
|
оказывать помощь на уроке, не торопить с ответом, предоставлять дополнительное время для осмысления задания и подготовки ответа
|
11
|
Плохое знание таблицы сложения и умножения
|
низкий уровень развития механической, долговременной памяти, развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
|
обучение приемам эффективного запоминания, развитие общеинтеллектуальных умений
|
ежеурочно повторять таблицу умножения
|
12
|
Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде, чем ученик начнет его выполнять
|
несформирован-
ность предпосылок учебной деятельности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
|
формирование установки на занятия, стимуляция интереса к занятию
|
не рекомендуется частая смена видов деятельности
|
13
|
Поднимает руку, а при ответе молчит
|
низкий уровень развития произвольности
|
развитие произвольности
|
оказывать эмоциональную
поддержку, не торопить с ответом, предоставлять дополнительное время для осмысления задания и подготовки ответа
|
14
|
Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест
|
преобладающая мотивация- игровая, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
|
больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения
|
не рекомендуется частая смена видов деятельности во избежание рассеивания внимания, индивидуальный подход в обучении
|
15
|
Опаздывает на уроки
|
несформированность приемов самоконтроля,ричины вторичной выгоды
|
развитие умения планировать свою деятельность, самостоятельно определять действия, анализировать их
|
Формировать ответственное отношение к учебе
|
16
|
При проверки тетради после урока оказывается, что письменная работа отсутствует полностью
|
несформированность отношения к себе как к школьнику
|
формирование учебной мотивации
|
Контроль на каждом этапе урока
|
17
|
Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
|
несформированность отношения к себе как к школьнику
|
формирование учебной мотивации
|
Контроль на каждом этапе урока
|
18
|
Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями
|
перенесение функции матери на учителя, возможные трудности в семье
|
формирование позиции школьника
|
оказывать эмоциональную поддержку, формировать ответственное отношение к учебе
|
Литература
- Артюхова И. Развитие мышления, памяти, внимания, саморегуляции у младших школьников / И.Артюхова // Школьный психолог №21.-М.: 2008 г.
- Глазунов Д.А. Психология 1 класс. Развивающие занятия / Д.А.Глазунов.- М.: 2008
их решение, С-П, 2008
- Истратова О.Н, Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы О.Н.Истратова,Т.В Эксакусто.- М.: 2006
- Лагонда Г.В, Пшеничная О.А. Деятельность практического психолога. Практикум/Г.В.Лагонда, О.А.Пшеничная.-Бр.:2007